на дне боевого отделения валяется каток от PzKpfw IV, видимо другого места для него не нашлось...
Каточек редкий. С внутренней амортизацией. Так что он от Ягдпанциря 4 длинного.
Про Маус видео.
на дне боевого отделения валяется каток от PzKpfw IV,
Так что он от Ягдпанциря 4 длинного.
Каток не от "четвёрок", а от самого Мауса.
Это лезет только сюда - ДЕРЕВЯННЫЕ танки...
Немецкие, деревянные макеты английского танка MK, в натуральную величину. Первая мировая.
И фанерный макет Renault 17, тоже немецкий. Первая мировая.
Так уже после ПМвойны, в Рейхсвере легковой автомобиль превращается в учебный танк:
А вот уже Вермахт отрабатывает взаимодействие фанерных танков на ножном и велосипедном ходу:
А вот немецкие танки-мишени и не только деревянные:
БТ
Т-34 и КВ-1 и КВ-2 на автоколесах и без
Фанерная "Матильда"
Т-34 у румын на колёсах от телег
Т-34 (рассматривают американцы)
Ну и бетонный Т-34 для отработки кидания настоящих гранат
http://m.pikabu.ru/story/derevyannyie_tanki_uchebnyie_tanki_germanii_4105110
Англичане начинали линейку своих тяжёлых танков собственно не c самого "Черчиля", начало положил тяжелый TOG -1, и занимался этим танком так называемый комитет TOG (“The Old Gang” что означает - "Старая банда" - так называемые строители старых таков "ромбов"), под крылом фирмы Foster.
Предварительный эскиз TOG -1
Напоминает танчик немцев из фильма "Индиана Джонс и Последний крестовый поход", правда этот размером великоват
Вот первый опытный экземпляр TOG -1(с пушкой в лобовом листе, но без спонсонов, и с башней от "Матильды II")
А далее был TOG-2, первый вариант двумя пушками в башне (уже без орудия в лобовом листе), а второй вариант с одной пушкой 76,2 мм в новой башне.
А окончательно доработанный экземпляр TOG-2 так и не повоевав попал в музей.
Масштаб с молодым человеком призывного возраста.
Башня, применявшаяся на TOG-2, была доработана и вместе с электрическим приводом компании «Метадайн» устанавливалась на танк «Челленджер».
TOG -1 и TOG -2 (окончательный вариант) в сравнении.
https://topwar.ru/7422-britanskie-monstry-vtoroy-mirovoy-tyazhelye-tanki-tog-1-i-tog-2.html
Тех. задание на тяжелый, английский танк получила и судостроительная фирма Harland & Wollf в Белфасте. И в результате у них получился опытный тяжелый танк A20 с башней от второй Матильды и 2-х фунтовой пушкой в лобовой броне (амбразуры в бортах предназначены для установки пулеметов Besa)
Т-34 в различных модификациях и переделках
Т-34-57 с пушкой ЗиС-4 калибром 57-мм
Т-34-100 с пушкой ЗиС-100 калибром 100-мм в штатной башне Т-34-85
Т-34-76 агитационный танк с громкоговорителями
Т-34-85 с пропановой пушкой(имитатором артогня)
Т-34-85 с минным тралом ПТ-3
Т-34 переделанные гитлеровцами с приваренными командирскими башенками и установленными собственными радиостанциями и др., это во множестве можно найти в интернете...
Вот фотошоп немецкой САУ T-34(r) mit 8,8cm Flak 88
Счетверённая установка ПВО Flakpanzer T-34(r)
Была и такая установка ПВО
Послевоенные переделки Т-34
Чешский Т-34-85 сзади(для демонстрации отличий от Т-34-85 сов.производства)
и с установкой для преодоления водных преград по дну
Югославский Т-34-85
Китайцы устанавливали тяжелые огнеметы(клоны советского ТПО-50М), на средние танки Тип 58 (так называемый китайский Т-34-85). В отличие от советских огнеметных танков, данная установка монтировалась на башню и была достаточно уязвимой, поэтому большого распространения эта система не получила.
Вьетнамская спаренная зенитная установка калибра тридцать семь миллиметров на шасси танка Т-34.
В армии Арабской Республики Египет истребитель танков Т-34 с противотанковой пушкой БС-3
Самоходка на базе танка Т-34 с гаубицей Д-30, калибром 122-мм установленной задом наперёд
КубИнская САУ - тоже гибрид Т-34-85 и гаубицы Д-30
Следующая кубинская переделка - место башни танка Т-34 заняла зенитная пушка КС-19 калибром 100мм
И вот самая мощная артсистема из тех которые когда либо устанавливалась на базу Т-34 - кубинцы смонтировали 130-мм пушка М-46, с баллистикой морского дальнобойного орудия. Сама платформа Т-34 уже послевоенного выпуска это видно по каткам
Чешская БРЭМ на базе Т-34-85
Венгерский пожарный танк с двумя двигателями от МиГ-21 установленными на корпус от Т-34
Официально сам танк Т-34-85 был снят с вооружения Российской армии только в 1993г.
Т-34-85 и сегодня стоит на вооружении не менее 10 стран мира: Мали, Республики Конго, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Намибии, а также Кубы, Северной Кореи, Лаоса, Йемена и даже Боснии и Герцеговины.
Согласен - именно это фотошоп, но есть мнение что сущевствовала ЗСУ Т-34-88 - вариант переделки, правда в единственном экземпляре. Его проделал некто Эрнест Альбер – главный механик 286 пехотного полка СС. На шасси Т-34 была установлена зенитная 88-мм пушка, для борьбы с бронетехникой. Эта машина в составе 286 пехотного полка СС, и была захвачена РККА в апреле 1945 года недалеко от Франкфурта-на-Одере. К сожалению фото именно той машины не сохранилось...
Японцы тоже начинали перед войной разработку и строительство тяжелых танков, правда это окончилось только небольшим количеством опытных экземпляров
Первым тяжелым танком был 2587 "Чи-и" построенный в 20-х годах (классификация с приставкой "Тип" ещё не применялась)
Его продолжением стал Тип 91/2591
Танк получил новое вооружение: в главной башне располагалась 70 мм пушка Тип 94 с длиной ствола 18,2 калибра. В качестве дополнительного вооружения он имел три пулемета "тип 91" калибра 6,5-мм. Два из них располагались в дополнительных башенках а один в задней части главной башни.
Бронирование танка было хоть и не противоснарядное до достаточно мощное. Лоб корпуса и башня имели броню толщиной 35 мм, борта же прикрывала броня толщиной 20 мм.
Силовой агрегат - немецкий карбюраторный двигатель компании BMW (мощностью 224 л.с., 1200 об/мин, скорость до 35 км/ч, запас хода 160км).
Было выпущено всего 4 машины.
Следующей модернизацией был тяжелый танк Тип 95 2595 (не путать с лёгким танком Тип 95 "Ха-Го")
Танки делались как и предыдущие типы в трёхбашенном исполнении. По компоновке напоминали немецкий Гросстрактор. Основным орудием машины была 70 мм пушка, помещённая в главную башню. Перед, и под ней располагалась башня уже с противотанковой 37 мм пушкой. В задней части машины, уже за двигателем, располагалась третья башня с 6,5 мм пулемётом. Ещё один пулемёт устанавливался в главной башне, и фактически так же был направлен назад. Видимо, спарить с пушкой, просто не хватило места. Получалось, что у танка вперёд не было направлено ни одного пулемёта, что являлось серьёзным недостатком.
Броня: лоб корпуса - самая толстая броня в 35 мм. Чуть потоньше, бронировалась башня – 30 мм, борта защищали - 12 мм броневые листы.
В качестве двигателя на танке Тип 95 использовался немецкий авиационный 6-ти цилиндровый бензиновый мотор BMW мощностью 290 л.с.. Этот движок мог разогнать 26,6 тонную машину (такова масса танка) до скорости 22 км/час. Запаса хода у танка хватало на 110 км. Количество опорных катков уменьшено, но диаметр их увеличен. Экипаж танка составлял 6 человек.
По непроверенным фактам несколько танков принимали участие в боях в Китае в 1938 году. Сколько всего было выпущено танков не установлено...
Японский зенитный танк "Со-Ки".Эта ЗСУ была создана на шасси легкого танка "Ке-Ни".Разработка этой машины началась в 1943 году а первый прототип был построен в начале 44-го.Базовую машину "Ке-ни" лишили башни вместе с верхней частью бронекорпуса.Взамен была установлена расширенная кверху платформа ,которую вооружили двумя автоматическими 20-мм зенитными пушками "Тип 2". Они были снабжены бронещитами и управлялись независимо одна от другой двумя операторами.Но ,на дворе был уже 1944 год ,эффективность 20-мм автоматов была признана недостаточной,установить что-либо более серьезное не позволяла хлипкость шасси,поэтому проект закрыли,изготовив всего одну машину .
Советский танк Т-24 уже был засвечен на ВА
http://waralbum.ru/bb/viewtopic.php?pid=10212#p10212
А вот такой штуки, переделанной из него, на ВА точно не было:
несамоходная бронированная огневая точка БОТ для УРов. Транспортируется тягачом на тросовой сцепке к месту установки.
Корпус Т-24 , двигатель демонтирован, башня нестандартная с танковой пушкой в маске калибром 76мм (Л-10 или КТ-28), пять пулеметов Максим в шаровых установках с масками по типу бронепоездов (один в башне, два в усиленном лобовом листе и по одному с каждого борта). Самих Т-24 для данных переделок было выделено - 22 шт, но сколько их было переделано и сколько установлено в УРах не известно.
С Т-24 стоят рядом танки МС-1 с пушками заменёнными на 45-ки, вероятно тоже для УРов
http://panzer-journal.ru/history/tank_history/istoriya-tanka-t-24.html
Ну экспериментами с бронетехникой в СССР занимались с 20-х годов, и при общем дифиците бронетехники в ход шли в том числе и гражданские трактора.
Про выпускаемые серийно в начале ВОВ ХТЗ-16 на базе СТЗ-3 знают многие, про НИ-1 на базе СТЗ-5 знают не все (про них говорилось выше), а вот про довоенный бронетрактор КПД (Катерпиллер Подольский Дизельный) почти не знает никто.
Основой послужил выпускаемый в Подольске в конце 20-х годов трактор Caterpillar «Sixty» оснащенный оригинальным, трехцилиндровым, двухтактным дизелем вместо оригинального бензомотора на американском тракторе. Защищенный броней толщиной от трех до шести миллиметров трактор с пулеметной башенкой отличался характерной формой: на шасси стояли две раздельные бронекоробки, одна для двигателя и вторая для боевого отделения, совмещенного с отделением управления. В нем находился экипаж из двух человек, водителя и командира-стрелка, который вел огонь из пулемета во вращающейся башне.
Этот бронетрактор строился чисто для буксировки орудий на передний край, а самое главное для эвакуации этих орудий под огнём противника при отступлении.
Хороша и надпись на броне: "Готов к труду; Готов к обороне" всё в точку: пахать и таскать на нём можно, а вот в атаку вместо танка на нём не пойдёшь - чисто оборона...
Однако первый опыт применения дизеля на советской технике вообще (не только в военных целях) показал что пока она(техника) к этому не готова. Сам дизель получился не слишком надежным, не говоря уже о том что он отчаянно дымил, демаскируя бронетрактор, так ещё и система его пуска сжатым воздухом оказалась однозначно сырой.
В общем, бронетрактор "КПД" признали опытом полезным, но неудачным. От идеи не отказались, но от постановки на вооружение именно этой модели воздержались.
В тоже время в ЛВО изготовили бронетрактор на шасси американского колёсного трактора Fordson F, в достаточных количествах поставлявшихся в РИ. Производство самого трактора по лицензии началось с 1925 года под советским названием "Фордзон-Путиловец", на заводе "Красный Путиловец".
в 1930-м году был представлен проект бронировки колесного трактора.
В целом, идея казалась не такой уж абстрактной. Изготовленный для "Фордзон-Путиловец" бронированный корпус условно делился на две секции. Передняя защищала силовую установку, задняя – кабину водителя, которая одновременно служила и боевым отделением. Внутри этого "ящика" размещались места для водителя (слева) и командира машины (справа). Для увеличения внутреннего объёма и более удобного расположения вооружения место командира было выдвинуто немного вперед и защищалось бронированной рубкой, в лобовом бронелисте которой устанавливался пулемет ДТ-29.
Шасси трактора доработок не претерпело, что было откровенным недостатком. Конечно же, спицованные металлические колеса обладали намного лучшей живучестью, чем у обычных бронемашин, но наличие всего лишь 20-сильного карбюраторного двигателя (работавшего на керосине) явно не соответствовало возросшей массе.
Как и следовало ожидать, испытания бронированного "Фордзон-Путиловец" прошли не очень удачно. Обладая низкой удельной мощностью эта машина показала более низкую проходимость по местности, чем её "оригинал", да и максимальная скорость не превысила 10-11 кмч. В итоге тему колесных бронектракторов в СССР решили закрыть, тем более, что с 1932 года было налажено массовое производство танков Т-26 и БТ-2.
Колёсный бронетрактор "Фордзон-Путиловец"
Сам трактор "Фордзон-Путиловец"
ащищенный броней толщиной от трех до шести миллиметров трактор с пулеметной башенкой отличался характерной формой: на шасси стояли две раздельные бронекоробки, одна для двигателя и вторая для боевого отделения, совмещенного с отделением управления. В нем находился экипаж из двух человек, водителя и командира-стрелка, который вел огонь из пулемета во вращающейся башне.
Этот бронетрактор строился чисто для буксировки орудий на передний край, а самое главное для эвакуации этих орудий под огнём противника при отступлении.
Бронирование конечно хлипенькое, но сама идея правильная. Оснастить его еще бульдозерным отвалом и можно быстренько оборудовать позицию.
Применение бронетракторов (построенных в РИ для ПМВ) отмечалось ещё в Гражданскую войну, правда больше для показательных и охранных целей.
Бронированные трактора Гулькевича представляли собой построенные в 1916—1917 годах на Путиловском заводе два экземпляра бронированных и вооружённых трактора/полугусеничных грузовика американской фирмы Allis Chalmers Motor Truck(доставленные в кол-ве 10 шт. из Америки), названных "Илья Муромец"(в 1917 г. переименован в "Красный Петербург") и "Ахтырец"(в 1917г. отправлен большевиками в Москву), которые после постройки поступили в распоряжение Запасного бронедивизиона Русской армии в Петрограде, а после Октябрьской революции оказались в РККА, где и использовались до 1922г.
Без изменений остались трансмиссия с 5 передачами и двигатель, развивавший мощность 68 л.с. Корпус бронетрактора собирался из листов катаной броневой стали толщиной 6,5-мм.
Вооружением бронированного трактора Гулькевича являлась 76-мм противоштурмовая пушка образца 1910 года, аналогичная применявшейся на бронеавтомобилях «Гарфорд-Путилов». Данное орудие представляло собой переработанный вариант 3-дюймовой горной пушки образца 1909 г., которая устанавливалась в кормовой части корпуса, на тумбе с углом обстрела по горизонту 90°, и имела защиту в виде полукруглого, вращающегося щита со срезом и крышей. Вспомогательным вооружением служили два 7,62-мм пулемёта «Максим» образца 1910 года с водяным охлаждением ствола, размещавшихся в поворотной башне установленной над боевым отделением машины в средней части корпуса.
При полной боевой нагрузке с экипажем из 7 человек, масса забронированного трактора составляла 12 тонн, а скорость по дороге до 15 км/час.
"Ахтырец"
"Красный Петербург"
В Добровольческой армии на Южном фронте так же применялись бронетрактора - «Доблестный лабинец» и «Генерал Улагай» построенные на судостроительных предприятиях Новороссийска, на шасси двух полугусеничных машин производства американской компании «Буллок-Ломбард». Позже был построен аналогичный им "Астроханец". Но как и многое в качестве трофеев все три машины достались Красной армии. Пригодными к использованию были признаны только две из них. Эти бронетрактора были отремонтированы и воевали в частях РККА до полного окончания боевых действий в европейской части России. После этого они находились на вооружении Красной Армии до 1922–23 годов, когда и были отправлены на переплавку.
Бронетрактор "Астроханец"
В начале 30-х годов успехи индустриализации СССР обеспечили развитие автотракторной промышленности, что позволило приступить к широкомасштабной моторизации и механизации Красной Армии. Быстрыми темпами шла разработка новых тракторов, арттягачей и автомобилей.
В начале 1930 года на московском предприятии МОЖЕРЕЗ (Московский железнодорожный ремонтный завод) под руководством конструктора Н. И. Дыренкова начались работы по созданию бронетракторов сразу нескольких модификаций. 13 февраля 1931 года Дыренков предоставил начальнику Управления механизации и моторизации РККА комкору И. А. Халепскому докладную записку, в которой информировал того о готовности бронетракторов (или, как указывалось в записке, «суррогативных танков») Д-10 и Д-11, а также о запуске в производство десантного бронетрактора Д-14 и химического Д-15.
Д-10 и Д-11 отличались друг от друга только шасси. Д-10 был создан на базе отечественного трактора «Коммунар» З-90, а Д-11 трактора «Катерпиллер-60», закупленного в США, и весной 1933 года на Челябинском тракторном заводе начнется производство этих тракторов по лицензии, под названием «Сталинец-60».
Толщина их бронелистов варьировалась от 6 до 16 мм. В кормовой части машины располагалась 76,2-мм полковая пушка образца 1927 года, установленная на специальном лафете. В бортах были прорезаны четыре амбразуры с шаровыми установками для четырех пулеметов ДТ, два из которых считались резервными. Экипаж состоял из 3 человек – механика-водителя, пулеметчика и командира машины. Боезапас возился на специальной тележке, буксируемой самим бронетрактором. Емкость бензобаков составляла 245 и 205 литров. В целом машины Дыренкова повторяли идею российских тракторов времен Первой мировой и Гражданской войн, ходивших в атаку задним ходом.
«Коммунар» З-90
Бронетрактор Д-10 на шасси трактора «Коммунар» З-90
Трактор «Катерпиллер-60»
Бронетрактор Д-11 на шасси трактора «Катерпиллер-60»
Кроме этих двух машин Дыренковым был создан десантный бронетрактор Д-14, вооруженный двумя пулеметами и четырьмя шаровыми установками в бортах под них и рассчитанный на перевозку 15 десантников. Чтобы разместить десант, бронированный корпус Д-14 сделали сильнее вынесенным назад, чем у Д-10, из-за чего пришлось усилить заднюю часть ходовой. В качестве шасси, как и при создании Д-10, использовали трактор «Коммунар» модели З-90. Бронирование корпуса было противопульным и противоосколочным толщиной 11 мм, крыши корпуса – 6 мм. Экипаж бронетрактора состоял из 2 человек: механика-водителя и командира, который одновременно был пулеметчиком.
Десантный бронетрактор Д-14
Химический бронетрактор Д-15 также использовал шасси трактора «Коммунар» и был вооружен двумя распылителями и двумя емкостями под отравляющие вещества объемом по 4 м3 каждая. Так же как и у Д-14, в его корпусе находились четыре шаровые установки под два пулемета ДТ.
С 1 по 4 июня 1931 года на танковом полигоне в Кубинке проводились испытания всех четырех машин, которые привели к неутешительным выводам. Из-за множества инженерных просчетов машины были признаны негодными для использования в частях Красной армии. Двигатели бронетракторов перегревались, выхлопные газы попадали внутрь корпусов (отчего экипажи угорали), обзор с места механика-водителя был неудовлетворительный, а максимальная скорость по грунту составляла всего 5 км/ч.
К 7 июня все бронетракторы, проходившие испытания, вышли из строя. Их должны были отремонтировать и продолжить испытания, но Дыренков не внес в конструкцию бронетракторов предписанных комиссией изменений, и вскоре от них вовсе отказались, признав проект бесперспективным. Химический Д-15 был собран уже после того, как все остальные машины прошли испытания. Он даже не покидал территории завода и был утилизирован вместе с остальными бронетракторами конструкции Дыренкова в конце 1932 года.
Параллельно с бронетракторами Дыренков разрабатывал танк Д-4 на комбинированном гусенично-автомобильно-железнодорожном ходу, который, впрочем, постигла та же судьба, что и Д-10, Д-11, Д-14 и Д-15 – его даже не допустили к прохождению испытаний. Когда стало ясно, что довести машину до какого-либо приемлемого результата невозможно, он забросил Д-4, истратив предварительно на проект и создание прототипа около 1 млн рублей.
1 декабря 1932 года его КБ было ликвидировано, а все проводимые им работы остановлены.
Далее Дыренков занимался разработкой лёгких бронеавтомобилей, башен с различными пушками для лёгких танков, бронеприцепов для танков и т.д.
13 октября 1937 года амбициозного конструктора-самоучку Дыренкова арестовали, а 9 декабря приговорили к расстрелу за «участие в диверсионно-террористической организации». В этот же день приговор привели в исполнение.
Незадолго до вступления США во Вторую Мировую войну добропорядочный бизнесмен и патриот Джон Дир (John Deere, владелец одноименной компании), озабоченный отсутствием достаточного количества бронетехники в американской армии, предложил ей свои услуги. Идея была до банальности проста – создать бронированную боевую машину, которую моно было бы выпускать в большом количестве при минимальных затратах. Для этой цели, по мнению Дира, как нельзя лучше походили сельскохозяйственные колёсные трактора собственного производства. Разработчики ставили перед собой три главные задачи: возможность использования в боевых условиях, как боевую машину, как тягача-транспортера и как учебную машину для обучения механиков-водителей.
Для базового шасси использовался трактор Model G или Model H, оснащенный 2-цилиндровым бензиновым двигателем рабочим объёмом 321 см.куб. Управление осуществлялось передней сдвоенной парой колёс. Кабина водителя и двигатель полностью закрывались броневыми пластинами, толщина которых составляла от 316 дюйма (4 мм) до 38 дюйма (9,5 мм). По обеим бортам находилось два отдельных, поворотных, вертикальных, бронированных, пулеметных отсека-спонсона, в каждом из которых размещался пулеметчик и один 7,62-мм пулемет, подвешенных на съёмной раме из двух горизонтальных, поперечных кронштейнов, верхнего и нижнего. Примечательно, что левый спонсон изначально “смотрел” назад, а правый – вперед. Таким способом компенсировалось отсутствие кругового обстрела. “Сухой” вес трактора составлял 5500 фунтов (2495 кг), но бронированные пластины весили ещё 3500 фунтов (1588 кг).
Построенная машина получил обозначение Armored Model A Tractor и была представлена военным в начале 1941 года. Большого эффекта как боевая машина бронетрактор не произвел, но две остальные функции посчитали вполне реализуемыми.
Испытания, проходившие на Абердинском танковом полигоне, начались 10 января и продолжались до начала февраля 1941 г. По завершению был составлен акт военной комиссии, содержание которого было далеко от положительного. При кажущейся простоте конструкции трактор не отвечает требованиям по части “хорошо и дешево”. Фирма-разработчик обещала производить до 100 машин в день, но это без учета их бронирования и установки вооружения. После первых же ходовых тестов спецификация бронетрактора быстро “скатилась” к роли тягача и транспортера боеприпасов, так как боевая ценность такой машины была бы невелика. Причиной этому стала плохая маневренность и низкие скоростные характеристики, что особенно ярко проявлялось на пересеченной местности. Сдвоенные передние колеса, не обеспечивали бронетрактору надлежащей проходимости, часто застревая в грязи и песке. Этому также “способствовала” чрезвычайно низкая мощность двигателя – достаточно сказать, что удельная мощность не превышала 7 л.с. на тонну.
Из других недостатков отметили чрезвычайно плохой обзор с места водителя, который не мог видеть дорогу прямо перед собой и по бортам, а также жесткую подвеску из-за чего езда на бронетракторе вызывала сильный дискомфорт.
При огневых испытаниях недостатков только прибавилось. Оказалось, что работа стрелков в бортовых спонсонах сильно затруднена. Места внутри явно не хватало для размещения даже одного человека с минимумом боекомплекта. Наблюдались случаи, когда пулеметчика буквально засыпало горячими гильзами. А неловкий стрелок мог прострелить ведущие колёса. Трудность и потерю времени вызывала также перезарядка пулемётов в стеснённых условиях. Обзор также признали недостаточным.
Впрочем, по мнению военных, после замены “фирменного” переднего моста на обычный (с одинарными, разнесёнными колесами) появлялась возможность нормальной эксплуатации в качестве тягача или как импровизированный легкий танк.
На основании этих данных инженеры из John Deere Company провели доработку проекта. Помимо введения обычного переднего моста в ходовой части был перепроектирован корпус. Место механика-водителя немного подняли для улучшения обзорности, а капоту двигателя придали более рациональную форму. В таком виде модифицированный Armored Model A Tractor поступил на испытания весной 1941 года, но армия однозначно склонилась к мнению, что использовать эту машину можно только для обучения или как легкий танк “второй линии”. В апреле также проходил испытания вариант “prime mover” (транспортер) без вооружения и пулеметных спонсонов, но армия к тому времени склонилась к мнению, что обычные танки и бронемашины справятся с поставленными задачами более эффективно. От предложения Дж.Дира отказались, а построенные трактора пошли на слом.
История с Armored Model A Tractor получила продолжение в наше время – группа энтузиастов восстановила по чертежам оба варианта бронетрактора и передала их в музей.
http://www.aviarmor.net/tww2/tractors/usa/deere_arm_tractor.htm
В постройке бронетракторов, причём колёсных, отличились и англичане. В 1940 году, когда вся страна готовилась к неминуемой высадке Вермахта на фазерлэнд, знаменитый гонщик сэр Малькольм Кэмпбелл обратил свой взор на трактора. Вместо дурацких гонок на этих сельскохозяйственных машинах он предложил их бронировать, вооружить и привлечь хотя бы к охране английских аэродромов.
В общем идея англичанам понравилась, и некто Лео Вилла (Leo Villa) быстро соорудил первый прототип на базе модели "Agric" выпуска конца тридцатых годов. Трактор обзавелся броней и пулеметной башенкой с пулеметом "Брен", которая вращалась вместе со стрелком (в ней было настолько тесно, что поворот осуществлялся вместе с корпусом пулеметчика). Также в состав экипажа входил водитель адской колесницы. Единственное, что непонятно - зачем выступ на капоте, который мешает обзору? Да и угол подъема пулемета радует разве что пилотов Люфтваффе, по которым этот бронетрактор стрелять явно бы не смог...
Был и следующий, построенный вариант бронетрактора для охраны аэродромов на том же шасси. Машина показала плохую проходимость на пересеченной местности (с одной стороны, это неудивительно, а с другой - какая на аэродромах пересеченная местность?!), а посему была сдана назад инженеру и после войны был разукомплектована и вновь принялась за вспашку и сеяние.
Но лебединой песней англосаксов в бронетракторостроении надо признать танк Боба Сэмпла.
В самом начале второй мировой войны до далеких островов у англичан просто руки не доходили, в то время как угроза японского вторжения нарастала день ото дня. В этих условиях Департамент Общественных Работ Новой Зеландии предложил, а армия заинтересовалась проектом сделать танки на базе тракторов "Катерпиллер" D8. Строительство прототипа началось в г. Темуке в июне 1940 г. под наблюдением инженера Т.Бекка. Прежде всего, место водителя перенесли влево, а шасси закрыли коробкой из дерева и фанеры. После того, как сверху на машину поставили башню, ее высота получилась около 12 футов (3 м 65 см). На этой стадии строительства было предложено поставить на него 37-мм пушку, а также несколько установок под пулеметы "Виккерс", "Льюис" или "Брен".
Армейские специалисты осмотрели машину 16 июня 1940 г. Их несколько обеспокоила чрезмерная высота получившейся машины, однако они заявили, что готовы принять и такой танк, если на нем будет установлено эффективное действующее вооружение. К середине июля танк-трактор обшили "спецброней" и подготовили для следующего осмотра. Пушку в башне разместить не удалось и это очень не понравилось представителям армии, которые начали настаивать, чтобы в этом случае башню с танка убрали вообще. Не особо их радовали и смотровые щели для наблюдения, вместо которых они предложили конструкторам установить перископы. На пересеченной местности танк двигался слишком уж медленно и недостаточно хорошо выбирался из воронок, в связи с чем его ходовую часть было решено переделать, а скорость увеличить до максимально возможной.
Важной проблемой для танка стала броня. Изначально военные настаивали, чтобы она могла защитить танк от попаданий 20-мм снарядов, но такой брони в Новой Зеландии в то время не выпускали, а закупить ее в Австралии было нельзя, поскольку она была нужна самим австралийцам. Кончилось тем, что броню на танк поставили из... рифленого закаленного металлопроката, который выдерживал обстрел из пулеметов "Виккерса".
На танк установили новую дополнительную коробку передач и переделали ходовую часть, так что теперь он мог развивать скорость до 15 миль в час (24 км/час). В сентябре танк испытали на местности. Была развита хорошая скорость, но вот вес машины все-таки был слишком большим, а его проходимость по пересеченной местности оказалась не лучше прежней.
Кончилось все тем, что его опять вернули на доработку и дорабатывали теперь уже до декабря 1940 г., когда танк-трактор был послан в Бурнгамский военный лагерь для проведения дальнейших испытаний. Танк показал способность двигаться по пересеченной местности со скоростью 5-6 миль в час, однако при этом его трясло и качало так сильно, что вести прицельный огонь экипажу было крайне затруднительно. Военные вновь потребовали установить в башне тяжелое вооружение либо удалить ее вовсе. Поскольку дело затягивалось, первоначальный заказ на шесть танков сократили всего до трех машин.
Масса негативных отзывов привела к тому, что в июне 1941 г. был отдан приказ прекратить все работы по этому танку, а те, что уже сделаны, сдать армии для испытаний. Два танка были сданы, после чего в октябре 1941 г. на военно-воздушной базе под Крайстчерчем на них провели запоздавшие огневые испытания. Из танка было сделано 1000 выстрелов. Ответный обстрел танка показал, что брызги свинца от пуль проникают внутрь машины возле шаровых пулеметных установок и через смотровые щели командирской башенки.
Кончилось все тем, что армия согласилась оставить эти машины у себя только в том случае, если с них снимут вооружение! Две машины в Бурнгаме тут же разоружили и переделали их в бульдозеры. В феврале 1944 г. работа была выполнена также и на танке из Окленда, и все три машины вновь обрели свой характерный мирный облик.
Вес танка Боба Сэмпла был 25 т. Вооружение состояло из шести стандартных пехотных пулеметов "Брен", которые монтировались в шаровых установках. Два впереди корпуса, по одному с каждого борта, один сзади и один в башне. Наблюдение за огнем велось через треугольное отверстие в шаровой маске каждого пулемета. Кроме того, на танке имелись смотровые щели, прикрывавшиеся броневыми задвижками. Экипаж состоял из водителя, механика, сидевшего позади него, а также шести пулеметчиков, один из которых был командиром. Все они имели сиденья с амортизацией, за исключением пулеметчика, стрелявшего из лобового пулемета в корпусе. Он располагался лежа на специальном матрасе и теплоизоляционном коврике, уложенных на железном листе поверх двигателя. Решение, конечно же, было весьма необычным, зато танк получил целых три пулемета, стрелявших вперед! Водитель имел откидной люк, но его посчитали слишком тяжелым после того, как обшили его бронелистом. Боекомплект танка составлял 25 тысяч патронов, 12 тыс. из которых хранилось в задней части танка, включая и 160 снаряженных магазинов "Брен".
Видео: Танк Боба Сэмпла на испытаниях и на параде...
А тем временем по другую сторону фронта, у франкистов в Испании и тоже из-за недостатка бронетехники применялись бронированные гусеничные трактора. Вот продукт фабрики Talleres Mercier из Сарагосы.
"За основу" был взят сельскохозяйственный трактор, которому пришлось расширить кабину, потому что один человек с двумя пулеметами Госчисс, конечно, справиться не мог. Зато, как видите, пулеметные установки с пулемётами вполне промышленные, не просто "дырка для ружья", а некоторое приближение к шаровым пулеметным установкам. А их расположение по углам кабины позволило сократить мертвую зону перед машиной до совершенно несущественных величин. Правда, назад не постреляешь, да и вперед - в довольно небольшом секторе можно вести огонь. Питание пулемётов осуществлялось полужесткими лентами емкостью 251 патрон, состоявших из 84 секций по 3 патрона, прилагался также и один сменный ствол.
А вот о т.з. эргономике боевого отделения, совмещенного с отделением управления - ни одного доброго слова сказать не хочется. Судя по расположению прибора наблюдения - мехвод сидит справа. Пулемет у него под правую руку, и это хорошо, но на этом все "хорошо" кончается. Если сидение слева занято вторым пулеметчиком - то попробуйте представить себе позу мехвода, при том условии, что рычаги и педали остались по центру трактора. Ну и, конечно, "хороший", правый пулемет стреляет только когда бронетрактор останавливается.
На этом фоне необходимость набирать в "левые пулеметчики" исключительно левшей уже не кажется чем-то экстраординарным. Тем не менее, трактор довольно бодро бегал по заводскому двору, уверенно преодолевал препятствия, а уровень бронирования позволял не опасаться стрелкового оружия в принципе.
Дела у мятежных франкистов шли все лучше и лучше, и от использования откровенно сырой машины было решено отказаться. Тем более, что союзники Франко начали к тому моменту массовые поставки нормальной бронетехники.
http://strangernn.livejournal.com/601273.html?thread=11899833