Не очень и давно, в 2007г. я с сыном ходил по р.Угра, на только что купленной байде "Маринка-2" - так сказать опробовали её "на ход". Стартовали по р.Жижала, далее Угра, мимо р.Воря шли до Калуги. Много красивых мест, достопримечательностей, памятников погибшим в ВОВ Защитникам Родины, к сожалению "Стояние на реке Угре" против монголов как-то ни чем отмечено не было. Так вот - в реку Воря(это левый приток Угры), на байде мы не заходили - речка слишком мелкая, а прошли пешком км 3,5 по лесу к урочищу Ваулинки, что бы поглядеть на местную достопримечательность - переднюю часть корпуса КВ-1, перевернувшегося и утопшего там весной 1942г.(экипаж погиб), остальное, что выше уровня тогдашней реки было взорвано, срезано, и сдано в металлолом после войны. Примерно год назад, будучи в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонке, я узнал что для постройки макета стоящего там КВ-1с "Непобедимый" была использована именно эта морда, поднятая энтузиастами из реки Воря. Такое пропустить было нельзя - и дед Интернет дал ответ...
Про гибель самого КВ:
http://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/26364.html
Про идентификацию, и про восстановление:
http://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/5476.html
И фото подъёма морды из Вори:
http://photo.qip.ru/users/tankdriver/115231615/122176161/#mainImageLink
Сам макет КВ-1с на Поклонке
Да, и часть экранировки ушла в Верхнюю Пышму, на их КВ-1 (Пышма жжёт!).
Воссоздание действующей модели танка КВ-1 с танковой пушкой Л-11, реставраторами "Линии Сталина" в Беларуси
О поиске и подъёме частей танка в болоте у деревни Тесище, Витебской области Беларуси читаем тут:
http://42.tut.by/508863
http://42.tut.by/472214
И видео отдельно и в новостях :
http://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/33919.html
О собственно восстановлении макета танка реставраторами "Линии Сталина", и полученном результате читаем тут:
http://42.tut.by/473289
И видео:
http://warspot.ru/6893-ozhivshaya-legenda-kak-vosstanovili-boevoy-kv-1#/6893-ozhivshaya-legenda-kak-vosstanovili-boevoy-kv-1
Внук и правнук Зиновия Колобанова у макета танка КВ-1:
Собственно о самом танке, и его потере есть разные мнения, от таких:
Найденный в Витебской области танк был изготовлен на Ленинградском Кировском заводе в конце 1940 года. В составе партии из 7 машин 17 декабря 1940-го танк отправили во 2-е Саратовское танково-техническое училище. Отдельный батальон тяжёлых танков, сформированный на базе училища, 8 июля 1941 года поступил на усиление 13-й танковой дивизии 5-го механизированного корпуса. Тогда и состоялся Лепельский контрудар советских войск в районе Лепель — Сенно, целью которого был срыв наступления гитлеровцев на Витебск. Танк М-9617 участвовал в этих боях. Обстоятельства его потери остаются неясны по сей день, а также неизвестно, что стало с корпусом машины.
До таких:
Обстоятельства потери танка КВ-1 в районе деревни Тесище известны - "Перед тем как завязнуть в болоте, экипаж танка "раскатал" по дороге автоколонну 17.Pz.Div., около 20-ти машин, когда уходил с места боя, съехал с дороги и завяз. Местные жители говорят, что экипаж танка его не только не подрывал, а оставил заведенным. Танк целым простоял всю войну. Подорвали его видно уже после войны, эвакуационная бригада, но по какой-то причине не смогла вывезти".
Данную башню, насколько я знаю, нашли практически 20 лет назад другие люди, но из-за отсутствия интереса к ней со стороны музеев, притопили обратно в болото. Снова её "нашли" вместе с другими обломками уже осенью 2015 года.
Видимо, на остатках лобового листа корпуса удалось обнаружить заводской номер танка - М-9617.
http://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/56258.html
Восстановление Sd.kfz.250 /5 Ii Ausf B. 1944 в Мастерской Лейбштандарт.
В 1970-е годы корпус машины найден в металлоломе, но всё же остатки тактических знаков были еще видны.
На фото отчетливо видна рама для радиостанции внутри машины, и тактический знак Викингов.
Эта машина вместе с 2-мя другими, ныне находящимися в Англии, была найдена в городе Грац, Австрия - там, где Викинг закончил свой путь.
Машину достают из-под 8-ми метрового слоя металлолома.
Тактический знак 5-го броне-батальона разведки.
Далее была небольшая реставрация месными реконструкторами до состояния движения "с трудом", а так же без больших внешних и внутренних заморочек.
Когда её удалось купить, заводиться она заводилась, но ездить и даже просто трогаться с места она не могла, т.к. многое там заклинило от долговременной стоянки. А потом был годичный капремонт и придание исторической справедливости машине:
Сегодня прочитал о возможности купить танка Т-70 в конверсионном варианте всего за 5 млн.
В прошлом году во Владике восстановили и поставили на ход МС-1(Т-18), довольно редкую машину:
Презентация танка Т-18, более известного как МС-1, состоялась в военно-патриотическом клубе «Техника XX века в Приморском крае» сегодня, 21 февраля 2015, во Владивостоке. Корреспонденты VL.ru увидели в деле машину 30-х годов, которую восстанавливали по крупицам.
МС-1 - это первый советский танк серийного производства. Всего в СССР их было произведено около девяти сотен. Сейчас в мире сохранилось лишь пять бронемашин этой серии. Два танка сейчас находятся во Владивостоке. Остальные - в Подмосковье, Посьете и Хабаровске. Экземпляр, который презентовали сегодня в военно-патриотическом клубе – единственный на ходу танк этой серии во всем мире, восстановленный наиболее близко к оригиналу.
Как сообщил корреспонденту VL.ru специалист по связям с общественностью военно-патриотического клуба «Техника XX века в Приморском крае» Юрий Морозов, главной сложностью при реставрации МС-1 было отсутствие у работников многих важных деталей. Кроме настоящего бронекорпуса и танковой башни практически больше ничего не было. Всю ходовую часть советской бронемашины пришлось создавать практически с нуля. Это стало возможным только после того, как были найдены схемы и необходимая техническая документация.
«Реконструкцией занималась команда из 10-ти человек с уссурийского авторемонтного завода во главе с Сергеем Поддубным. Вся реставрация бронемашины проходила около трех лет. Но при этом еще больше времени понадобилось на подготовку, так как танк должен был выглядеть, не как копия, а быть максимально приближен к оригиналу», - рассказал Юрий Морозов.
Боевая машина имеет мощность в 40 лошадиных сил. Максимальная скорость танка 16 километров в час. Боевое крещение МС-1 прошли еще до Великой Отечественной войны - во время советско-китайского конфликта. В 1929 году Пекин решил установить контроль над КВЖД (Китайско-Восточной железной дорогой - прим VL.ru), которая по соглашению стран была совместным предприятием.
Несмотря на небольшой вес и малые размеры МС-1 не был признан «маневренным» по меркам того времени. В итоге боевую машину сняли с вооружения в 1938 году. Причинами также стали: малый калибр орудия – 37 мм, низкая точность стрельбы из-за отсутствия оптического прицела, изношенное состояние бронетехники.
Морально устаревший МС-1 меняли на более новые Т-26. А эти единицы бронетехники были переброшены в укрепрайоны на защиту восточных и западных границ СССР.
По словам сотрудников военно-патриотического клуба, по документам удалось установить, что танк, представленный сегодня на Садгороде, принимал участие в боевых действиях в 1938 году, когда Красная армия отбила атаку вторгшихся на территорию СССР японских боевых частей в районе озера Хасан.
Реставраторы уссурийского авторемонтного завода подошли к работе с энтузиазмом и терпением. Сейчас машина - на полном ходу. Она прошла ходовые испытания еще осенью прошлого года, и уже сейчас многие владивостокцы приезжают на Садгород, чтобы увидеть своими глазами легендарный советский танк.
Кроме того, в День защитника Отечества этот уникальный экземпляр будет представлен жителям Владивостока на центральной площади города. Все желающие смогут увидеть плоды долгих и упорных трудов реставраторов-энтузиастов.
http://www.newsvl.ru/photos/2015/02/21/132121/?_ga=1.123092930.811846613.1382871634#
Конечно журналюги прокололись назвав общее количество танков МС-1 в 5 штук в мире, а их точно больше. Имеется в виду макетов, на памятниках и в музеях, восстановленных с использованием бронекорпусов и башен от танков МС-1, и это если не брать в расчёт реплики энтузиастов построивших их с нуля и поставивших их на ход- белорусов на "Линии Сталина" как положено из стали с 45 мм пушкой...
И даже гаражных умельцев, построивших свой МС-1 из фанеры(включая гусеницы), но зато гоняет и отличный вид ходовой - кУбинским реставраторам у них поучится бы следовало ...
Вот у Кубинки свой МС-1 на ходу. Насколько он родной - это к спецам, но то что опорные катки закреплены на отдельной балке и передние катки с прорехами это видно сразу.
Вот на нём и Зинкевич рулит.
И ещё один кУбинский не на ходу. Ходовая вопрос спорный
И в Верней Пышме тоже свой МС-1 отыскался. В 1941 г. корпус представленного танка применялся в качестве неподвижной огневой точки в ходе боев на территории Карелии. Откровенные огрехи по ходовой, включая и мелкие необрезиненные опорные катки и непомерно огромные передние катки
МС-1 из экспозиции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея, МО, Истринский р-он(всего по четыре опорных катка вместо семи с каждого борта, и те на 2-х тележках)
Восстановленный Танк МС-1 в Центральном музее Вооруженных Сил
В пос. Славянка, Приморского края, у здания местного Краеведческого музея и архива стоит вытащенный из хасанских болот, около 40 лет назад и отреставрированный МС-1
Два танка МС-1 - экспонаты в музее Восточного военного округа г.Хабаровск(ходовая второго экземпляра это тихий ужассс)
Ещё в Хабаровске, у штаба Восточного военного округа на постаменте стоит ещё один МС-1, ходовая у него уж больно замороченная, но возможно на ходу
Аналогичный МС-1 есть в у штаба 5-й армии в г. Уссурийске, он точно на ходу, даже участвует в праздничных мероприятиях города.
МС-1 из состава ОКВДА в музее Тихоокеанского флота, Владивосток. Цвет, ходовая, и Максим в башне это ПП
Похожий МС-1 с Максимом есть в поселке Приморский, Хасанского р-на (ходовая вообще из тележек с катками от ДТ собрана)
Пгт. Посьет, Хасанский район, Приморье. Два МС-1, возле местного Исторического музея (ранее стоял на косе Назимова (Чурхадо)), и второй в самом посёлке, на постаменте у мемориала "Героям Хасана"(у входа на рыбзавод). Про изуверства с ходовой промолчу - всё перед глазами
Всунутый в яму корпус МС-1 с полукруглой, прорезанной маски с пушкой в 45мм на Поклонке
У Вадима Задорожного в Красногорске тоже есть свой МС-1 - но пока только бронекорпус с башней, уверен его поставят на ход
Вообщем всяко разно гадости по итогам фоторепортажа, про героев-реставраторов писать не буду, но по вооружению прямо глаз режет: на многих машинах - сдвоенные пулемёты установлены вместо пушки, а пушка вместо пулемёта(даже на кУбинском неходовом МС-1). Конечно ни кто не спорит - на некоторых модификациях МС-1 были установлены сдвоенные 6,5-мм пулемёты Фёдорова, размещавшиеся в шаровой установке справа в лобовой части башни, которые позже были заменены танковым пулемётом ДТ-29 калибром 7,62-мм, принятым на вооружение. А пушка как была слева так осталась слева, с квадратной маской, даже после своей модификации.
Но главное - Т-18(МС-1) у нас точно больше пяти штук, и это конечно радует...
это где такая "малютка"? реплика 1 в 1?
В Верней Пышме!! Да, реплика 1 в 1
Сделано очень классно!
Пышма жжёт... Неее я точно туда как нибудь смотаюсь...
Попалась интересное фото по Т-18(МС-1):
Пара МСов - фанерный и кУбинский выдвигаются самоходом на боевой рубеж (праздник Первого, серийного, отечественного танка Т-18(МС-1) в Кубинке) в сопровождении И.О. директора «Центрального музея бронетанкового вооружения и техники» в Кубинке А.П. Иванкевича.
Ну вот уже фанерный Т-18(МС-1) и продают:
http://autobuy.ru/wpage/86486
А ещё вот в Перми - снежный МС-1 у музея Н.Г. Славянова. И главное с ходовой всё в порядке, да и вооружение в норме: справа сдвоенный пулемёт, а пушка слева...
Да, а ещё МС-1 снимался в фильме "Волочаевские дни" 1937г., только с Максимом в круглой башне и экранированной ходовой
Восстановление Т-34 обр. 41-го года, погибшего под Брянском в 1941 году руками мастера Вадима Елистратова.
Началось все с того, что поисковики нашли в болоте кормовую часть танка Т-34. Все, что было выше уровня топи, по всей видимости было срезано охотниками за металлом и сдано в металлолом.
По какой причине танк погиб узнать оказалось невозможным. На левом нижнем борту корпуса имеется пробоина, диаметром 56 мм, но она выходит в шахту подвески. Снаряд разрушил пружину и ось пружины, но стенки самого колодца не пробил — внутрь танка не попал, и следовательно, причиной гибели машины служить не мог. Больше снарядных повреждений на найденном фрагменте не имелось.
Так же на этой кормовой части имелась четырехступенчатая КПП в относительно хорошем состоянии внутренностей, но с сильно корродированными корпусом и приводами переключения передач.
Двигателя на месте не оказалось, рядом был найден сорванный с вала двигателя и полностью разрушенный вентилятор охлаждения с главным фрикционом.
Так же на кормовой части были пять катков, разной степени сохранности, четыре относительно целых узла подвески с пружинами, кормовой лист, кормовые жалюзи, топливные и масляные баки в совершенно убитом состоянии, такие же насквозь прогнившие воздушные фильтры, один из которых вообще рассыпался в труху.
Рядом так же были найдены подбашенный лист и верхний правый борт корпуса от Т-34, один ранний опорный каток и один ленивец с кривошипом.
Возникла идея восстановить танк до ходового состояния, поскольку танк не горел. Приступили к сбору попадающихся фрагментов раннего Т-34.
Дальнейшие поиски привели к большой удаче - находке на пункте сбора металлолома нескольких фрагментов от другого танка довоенного выпуска. Этот танк был уничтожен взрывом боекомплекта, и от него осталось всего три детали: верхний лобовой лист корпуса, левый верхний бортовой лист и люк механика-водителя. По повреждениям этих деталей можно сделать предположение, что погиб он не в начале войны — лобовой и бортовой листы имели пробоины, калибра 75 мм, сделанные немецкой длинноствольной пушкой, которая пошла в войска только с весны 1942 года. Боковые смотровые приборы механика-водителя отсутствовали, а колодцы их установки были заварены листами изнутри и снаружи.
Так же на корпус начали наносить экранировку, но не успели завершить этот процесс.
Внимательное изучение этих деталей позволило предположить, что танк, скорее всего, попал в засаду. Поскольку один снаряд попал в лобовую броню точно под люком мехвода, выбил пробку, а сам рикошетом ушел в полностью открытый люк, оставил на нем отметину с радиальными трещинами с внутренней стороны, оторвал люк и отбросил в сторону.
Два других снаряда попали в верхний наклонный бортовой лист корпуса и тоже его пробили, но угол попадания был уже другим. Скорее всего, стреляли два немецких танковых или противотанковых орудия, расположенные недалеко друг от друга.
На другом пункте сбора металлолома была найдена разом целая россыпь артефактов: два элемента башни ( задняя правая с частью борта и передняя левая с частью борта ), люк башенный в очень приличном состоянии, маска пушки, нижний лобовой лист, орудие (Ф-34), разрезанное газом на пять частей, всё тоже от танка (или танков) ранних серий.
Постепенно насобирали недостающие фрагменты разрушенных взрывом башен, девять опорных катков в разной степени сохранности, прочую мелочевку.
Очень повезло с еще одним приобретением — оригинальный подшипник погона башни в состоянии, позволяющем его восстановить.
На сборку этих деталей ушло несколько лет. Сколько бы еще продолжался процесс - неизвестно, но тут появилась возможность приобрести в Болгарии демилитаризированный корпус СУ-100. Демилитаризация заключалась в вырезании окон в рубке и полностью, варварским способом отрезанных бортовых редукторах. Решили срастить собранные детали от Т-34 и нижнюю переднюю часть корпуса СУ-100.
Приобрели. Так же в комплект вошла полностью подвеска от СУ-100, натяжители гусениц и сами гусеницы, правда, как и следовало ожидать, позднего типа.
Так же братья-болгары порадовали неожиданным бонусом — у них оказались четыре ранних опорных катка от Т-34 и один ленивец.
Путем всевозможных обменов удалось разжиться еще и новыми (с хранения) запчастями — кормовыми топливными баками, маслянными баками, воздушными фильтрами послевоенного типа, радиаторами, вентилятором, главным фрикционом, пятиступенчатой КПП, бортовыми фрикционами, полным комплектом тяг управления, кулисой переключения передач, кое-чем из электропроводки.
Оставался один вопрос — где взять или как отремонтировать двигатель. Вопрос совершенно неожиданно решился сам собой — для совершенно других целей был куплен списанный БТС-4, под разделку. У него, на удивление, оказался хорошо законсервированный двигатель и, как потом оказалось, совершенно исправный!
Решено было поставить на Т-34 именно этот мотор.
Теперь 90 процентов танкокомплекта было в наличии. Оставалось много недостающих деталей, таких как сиденья экипажа, боеукладка в боевое отделение, панель приборов, балоны воздухопуска, топливные баки в БО, прицелы, механизмы поворота башни и наклона ствола орудия и т.п., но их поиск и приобретение решено было осуществлять попутно со сборкой танка.
Сборка машины началась весной 2015 года. Рядом с местом, где была найдена корма танка, нашли несколько траков. Все раннего образца - широкие. И мы решили сделать себе такие же, правильные траки.
Сделали чертежи с имеющихся образцов, сравнили с чертежами заводскими, отправили на расчет пресс-формы, ну и т.п. действия. Меня очень заинтересовал один момент, который обнаружился при внимательном изучении этих траков. В отличие от подавляющего большинства траков различных танков, эти траки имели вогнутую поверхность, по которой катятся катки.
Сначала была мысль, что это дефект или повреждения траков. Но на заводских чертежах вогнутость тоже присутствует. Возник вопрос - зачем она нужна. Было несколько вариантов ответа. Для плавности хода, для проходимости... Ответ должны дать ходовые испытания.
В результате, комплект траков мы отлили. Конечно, из правильной стали, с правильным креплением пальцев (у этих траков палец фиксируется внутри трака). Следующим важным элементом конструкции были бандажи опорных катков. Несмотря на все наши усилия в плане поисков найти полный комплект ранних катков с ошиновкой с протектором так и не удалось. Пришлось делать пресс-форму уже для изготовления ободов катков с ошиновкой, чтобы заменить дефектные бандажи на катках.
С задачей мы успешно справились.Параллельно со сборкой ходовой части собирали башню, варили пушку, насыщали внутренности танка нужными детальками. Довели до ума всё переключение и управление, отремонтировали (с изготовлением новых пружин) и поставили механизмы открытия люков мехвода и башенного, отреставрировали и поставили крылья, установили котел-подогреватель (Webasto), причем встроили его так, что при установке внутрянки он не будет заметен, доделали систему выхлопа, установили расширительный бачок (его нет конструктивно), поскольку он крайне желателен при работе на антифризе.
Заменили все масла, проверили и еще раз прошприцевали всю ходовую.
Совсем недавно приезжали киношники, смотрели танк на предмет его использования в их фильме. Переговоры ведутся, если окажутся успешными, то карьера киногероя у танка может начаться уже этой весной.(с)
Не восстановление, но создание.
7 ТР
Разное отношение к историческому прошлому стало одной из главных причин конфликтов в украинском обществе времен майдана, а затем и разгоревшейся войны. Особенно хорошо это заметно в преддверие 9 мая. Для нынешних киевских властей это неоднозначный день, ознаменовавший якобы советскую оккупацию, с которой они ведут активную борьбу. В то же время, для жителей Донецка – это главный праздник в году, день великой Победы. Поэтому неудивительно, что в Донецкой народной республике День Победы отмечается масштабным военным парадом, в котором, начиная с прошлого года, участвует и восстановленная техника времён войны. Причём в этом году историческая часть парада будет расширена. Нам удалось побывать в ремонтной зоне, где ведётся подготовка машин к празднику. В первом цеху, в который нас провели, кипела работа над пушкой ЗиС-3 – рабочие разрабатывали и смазывали прикипевшие за долгие годы детали, и готовили орудие к покраске.
Далее нам показали тягач, который будет буксировать пушку на параде – грузовой автомобиль ЗиС-5, или, как его называли фронтовики по массе возимого груза, «трёхтонку». После полной переборки и реставрации он производит полное впечатление нового автомобиля. Для того, чтобы мы могли убедиться в том, что он готов к участию в параде, водитель по имени Александр даже прокатил нас на нём вокруг гаража. После поездки мы попросили его рассказать о проведённых работах: «Разбиралась машина фактически до болтика, и собиралась заново. Кое-что пришлось менять. Машина в принципе готова, но будем ещё доводить её, чтобы всё было в идеале», – рассказал Александр.
Также по улице Артёма проедет и БМ-13 «Катюша». Правда, в отличие от других образцов, её вид не совсем аутентичен – сама установка настоящая, 1943 года выпуска, а вот грузовик, на котором она смонтирована, уже послевоенный.
Гвоздём программы парада этого года станет участие легендарного танка Т-34-85.
https://vk.com/strelkov_info?w=wall-57424472_141422
Представляем вашему вниманию процесс реставрации немецкой САУ с длинным названием - 10,5 cm leFH 18/4(SF) auf GW Lorraine Schlepper (f).
История этой САУ началась с начала производства во Франции фирмой «Лорьен» легкого бронетранспортера модели Lorraine 37L. В период с 1938 по 1940 год, сделано было порядка 500 единиц, включая немного модернизированную версию Lorraine 38L.( в разных источниках количество произведенных машин этого типа различаются).
Во время боев во Франции бронетранспортер активно использовался французами по назначению, а так же как связная машина и разведчик, тягач для артиллерии.
После поражения Франции немцам досталось порядка 300 исправных машин, которые они поставили себе на вооружение, большую часть превратив в САУ.
Грубо говоря, в результате переделок получилось около 150 единиц противотанковых установок, названных немцами Мардер, или Мардер 1, оснащенных 75-мм немецкой PaK-40. (Мардером 1 назывались ПТ САУ, созданные не только на базе Лорьенов, но и на базе любой французской техники, Мардер 2 был на базе Pz II, а Мардер 3 - на базе Pz 38(t)). Эти ПТ САУ воевали на многих участках фронта, были они и под Сталинградом.
Вторая по калибру установка была гаубицей - в бронированной, открытой сверху рубке установили 105мм гаубицу leFН 18. Сделано таких машин было 24 единицы, по 12 фирмами Алькетта и Бейкера, но внешне машины этих двух фирм довольно заметно различались формой рубок.
Третья САУ вооружалась совсем уж монструозным стволом - 150мм гаубицей sFH 13, а заодно и откидным упором в землю сзади, для гашения отдачи. Сделано таких САУ было совсем немало - 94 штуки.
И то что наиболее интересных образцов немецкой бронетанковой техники, таких как Фердинанды/Элефанты, Тигры и Пантеры, остались еденицы, то что говорить о технике малоизвестной, а то и вообще неизвестной широкому кругу людей...
Именно к такому типу техники и относится найденный несколько лет назад французский БТР Lorraine 37L. Во Франции его отреставрировали (в смысле почистили и покрасили, укомплектовали двигателем, всеми бензобаками, всеми деталями трансмиссии и ходовой части), и в таком виде его купил известный коллекционер Вячеслав Лен, который ввез его в Россию. Рубка с машины была срезана, но остались остатки бортов и сварочные швы, по которым впоследствии удалось восстановить углы наклона и толщину листов бортов рубки. Началось восстановление оригинального облика машины. Были внимательнейшим образом изучены все доступные по этой САУ материалы, сделана фанерная рубка (которая несколько раз переделывалась для получения полного сходства с фотографическим изображением с того же ракурса).
Затем был заказан раскрой листов из легированной стали (настоящей брони такой толщины найти не удалось), и рубка сварена по всем законам изготовления бронекорпусов (на волнистых уголках с распорами), лобовые листы прикручены болтами с пулестойкими головками. Попутно оживили двигатель, перебрав системы питания и зажигания, и машина поехала своим ходом. А заодно срезали ненужное и покрасили машину в правильный, с завода, без фронтового камуфляжа, цвет.
Поиски гаубицы, правильной, с нужной формы дульным тормозом, заняли несколько лет, но в результате сильно поврежденный ствол гаубицы удалось найти в районе Мурманска. Стволу пришлось исправлять геометрию, резать и сваривать. Стрелять боевыми из неё уже никогда не удастся, но пиротехникой (дым и звук) — можно. На первом же мероприятии покажем пиротехникам — пусть сами решают.
Станину для орудия сделали, обмерив оригинальную гаубицу LeFH 18. За исключением поворотной части, пришедшей вместе с шасси в Россию, станина новодельная, но скопирована до последней заклепки.
Еще раз изучив фотографии и воспользовавшись фанерой собрали сначала фанерную, а затем, по получившимся лекалам заказали нарезку металла на подвижную бронировку орудия.
При установке орудия на машину выяснилась одна интересная деталь — орудие совершенно неуравновешенно относительно цапф, с сильным (несколько сот килограмм) перевесом вперед. В поисках решения этой проблемы удалось найти советский отчет с описанием конструкции этой гаубицы, в котором было сказано, что пушка уравновешивается специальным пневмоцилиндром, в котором воздух находится под давлением, и даже показано, где именно этот цилиндр находится.
Далее процесс восстановления машины вступил в завершающую стадию — изготовление механизмов поворота и подъема ствола орудия, изготовление пневмоцилиндра уравновешивающего механизма, восстановление внешнего вида ствола орудия, сборка.
Вот, что в результате должно получиться:
Перебрали главную передачу, бортовые передачи и тормозные устройства. Поводом этому послужило отсутствие функции блокировки дифференциала (на этом шасси стоит дифференциал типа "Клетрак", бортовых фрикционов нет). При разборке выяснилось, что бортовые передачи (планетарного типа, находятся внутри ведущих колес) в идеальном состоянии, главная передача, шестерни дифференциала, тормозные ленты - тоже, муфта включения блокировки дифференциала тоже не изношена, а вот шлицов, на которые она должна надвигаться - нет, сточены под основание. Сколько не ломали голову, так и не поняли, как это могло произойти. Попутно выяснилось, что правая полуось слегка свернута винтом (а именно на ней и сидит муфта). Это доставило значительные трудности при разборке.
Полуоси при сборке поменяли местами - благо, что они полностью взаимозаменяемые.
Поставили пушку. Ствол собран из нескольких частей, но зато родных. Затвора нет и искать не будем. Дабы не иметь проблем с законом, в ствол вварены поперечные стержни, не позволяющие стрелять чем-то, кроме пиротехники, вместо затвора сделаем и вварим заглушку.
Станина пушки тоже родная, а вот качающаяся часть с салазками и макетами откатно-накатных механизмов - полностью новодельная копия.
Видео: Перегон в другой ангар для покраски (качество видео оставляет желать лучшего)
Вот и законченный внешний вид машины:
http://livinghistory.ru/topic/46211-restavratciia-redkoi-bronetekhniki/
Реставраторы военной техники историко-культурного комплекса «Линия Сталина» под Минском, к 23 февраля 2017г. восстановили немецкую самоходную установку времен Второй мировой войны StuG III Ausf. B.
Как рассказал директор по развитию и продвижению Михаил Метла, на всем постсоветском пространстве это единственный рабочий экземпляр такой САУ. Главная особенность машины — настоящие шасси, орудие и откатный механизм, которые были найдены в ходе поисковых работ.
Шасси StuG III отыскали у города Мстиславля в реке Вихре, куда САУ свалилась с моста в сентябре 1943 года во время Смоленско-Рославльской наступательной операции. При реставрации на корпусе машины были обнаружены серийный номер cwb. 92120 и дата выпуска 16.7.1943.
Короткоствольную пушку поисковики комплекса отыскали еще три года назад в болотах Гомельской области. Но долго не могли найти под нее подходящую базу, поэтому было принято решение использовать имеющееся шасси от Sturmgeschütz III Ausf. G.
На реставрацию САУ потратили два месяца. За это время были полностью изготовлены боевая рубка, маска орудия и другие механизмы.
САУ StuG III Ausf. B вооружена короткоствольной пушкой калибра 75 мм StuK 37 L/24, которую создали на основе танкового орудия аналогичного калибра. Максимальная дальность стрельбы из орудия составляла 6000 метров. Боекомплект — 44 снаряда, размещенных в металлических контейнерах со съемными крышками. Всего было выпущено 300 таких самоходок.
В боекомплект входили бронебойные, фугасные и дымовые снаряды. За подвижность САУ отвечал 12-цилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель с жидкостным охлаждением Maybach HL-120TRM, работавший на 74 бензине.
Максимальная скорость достигала 40−50 км/ч по шоссе, запас хода — 155 км. Первая StuG III Ausf. B стала трофеем Красной Армии уже 15 августа 1941 года. Это была САУ из 197-го батальона штурмовых орудий.
https://42.tut.by/532746
Фото и видео с парада в Верхней Пышме (Пышма как всегда жжёт!!!)