"Лирическое отступление": Холодное оружие с лезвием на внутренней (вогнутой) части клинка. Часть 2
Очередным качественным прорывом древней металлургии стало получение искусственных медных сплавов – мышьяковистой и оловянной бронз, что ознаменовало начало бронзового века.
Среди артефактов афанасьевской и андроновской культурно-исторических общностей бронзового века мне не попались серповидные ножи с вогнутой режущей кромкой.
А вот среди археологических находок сейминско-турбинской культурной общности, которую принято называть скорее транскультурным феноменом, встречаются первые (из пока что найденных) серповидные (эти ножи в настоящее время у российских археологов принято называть «выгнутообушковыми») ножи из бронзы (илл. 0Б1).
Часть бронзовых ножей, найденных археологами в сейминских захоронениях, прямые, двулезвийные. По сути, это – кинжалы. Помимо кинжалов, в сейминских захоронениях встречается короткоклинковое холодное оружие и другого типа – однолезвийные, с выгнутым обухом, серповидным клинком. Причём, такие ножи археологи находят в «богатых» захоронениях и, очевидно, они являются оружием статусным.
Часть этих ножей изготовлена с прилитыми рукоятями – к готовому бронзовому клинку, на его хвостовик, приливалась рукоять из бронзы или меди. На следующем этапе к верхней площадке рукояти приливалось навершие – скульптурки животных, людей. На рукоятях ножей присутствуют выпуклый или прорезной орнамент, валики, возможно имитирующие обмотку узким кожаным ремнём или прочной верёвкой. А имитация обмотки, в свою очередь, указывает на то, что подобный статусный украшенный нож должен был иметь прототип – рабочий нож с простой рукоятью и обмоткой. И действительно, были найдены ножи – цельнолитые, с навершием в виде кольца и формы для их отливки. Не исключено, что металлическая рукоять подобных ножей могла иметь деревянные или костяные накладки (двутавровая в сечении рукоять хорошо подходит для их фиксации) и вышеупомянутую обмотку из кожаного ремня или верёвки, для закрепления накладок и лучшего удержания, в этом случае отверстие в навершии служило для фиксации этой обмотки и крепления темляка.
Длина рукоятей (без навершия) выгнутообушковых сейминских ножей – от 95 до 130 мм, длина клинков – от 172 до 225 мм. Толщина обухов ножей – от 9 до 10 мм в самом широком месте – на соединении клинка и рукояти, в сечении клинок, в отдельных случаях, Т-образный (однотавровый).
Сейминские ножи отливались из бронзы в одно- или двухстворчатых литьевых формах. Металлографические исследования говорят о том, что полученные заготовки клинков затем могли подвергаться высокотемпературному отжигу, для гомогенизации сплава, и горячей или холодной проковке, с низкотемпературными промежуточными отжигами, для устранения дефектов литья и формирования и упрочнения режущей кромки.
Откуда стартовали сейминские дружины, какой регион можно считать их родиной? Большинство исследователей предполагает, что ядром зарождения сейминской культуры нужно считать Рудный Алтай (приятно об этом было узнать, т.к. это моя родина и родина моих предков, да и по сей день я живу в Рудном Алтае!) и прилегающие территории, т.е. ареал, занятый в III-II тыс. до н.э. афанасьевскими племенами, а позднее и окуневской и елунинско-кротовской культурными общностями. Первым этапом миграций сейминских дружин был, вероятно, западносибирский. Видимо, на этом этапе в состав дружин могли быть включены отряды из таёжных племён, представленных в сейминских некрополях многочисленными захоронениями с оружием из камня. Далее, достигнув Урала и переместившись в европейскую тайгу, сейминские дружины получили пополнение из числа племён входящих в андроновскую культурно-историческую общность – так называемый «абашевский компонент». На восточноевропейском этапе миграции сейминцев охватили территории бассейнов рек Камы, Волги и Оки, при этом на север они продвинулись до Печоры (Канинская пещера), а на запад – до Белого озера и Финляндии.
Начиная с середины II тыс. до н. э. небывалая тектоническая активность повлекла за собой серьёзные негативные изменения климата и системный кризис мощных государств в регионе Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья. Произошли серьёзные изменения в расстановке сил в регионе, многие города и государства были разрушены или потеряли былое влияние. Надолго были утрачены многие культурные традиции, начались новые переселения народов. Коснулись эти изменения и Евразийского региона. Часть андроновских племён, по мнению многих исследователей, покинула обжитые места и двинулась в Индию. Отдельные группы из Средиземноморского региона, напротив, выдвинулись на северо-восток и через какое-то время, вероятно, могли пополнить культурные общности Евразии.
Выходцы из прогрессивных афанасьевских или андроновских племён могли стать ядром сейминско-турбинских походов, опираясь на уже изменённые их воздействием племена таёжных охотников и собирателей, преобразованных таким культурным вмешательством в оседлых земледельцев и пастухов окуневской и елунинско-кротовской культурных общностей. Впоследствии, «неожиданное» появление карасукской культуры могло было быть инициировано так называемыми «атипичными карасукцами» – людьми, похороненными в карасукских некрополях и имеющих, в отличие от «классических карасукцев» не монголоидный, а европеоидный физический тип. Под влиянием неких обстоятельств оседлые пастушеско-земледельческие племена этих областей, сменили тип хозяйствования на полукочевое скотоводство – весной они засевали поля и перебирались со скотом на летние пастбища, а осенью возвращались обратно для сбора урожая и на зимовку. Исследователи выдвигают много гипотез о том, кем были атипичные карасукцы, возможно ставшие инициаторами создания новой культуры – среди них версии с участием в этногенезе карасукской культурно-исторической общности афанасьевцев, андроновцев, окуневцев, памиро-ферганцев, тибето-бирманцев и даже средиземноморцев- ближневосточников. Точного ответа пока нет, к сожалению, хотя работы археологов, антропологов и генетиков из года в год приближают нас к нему.
Карасукская культурная общность – археологическая культура бронзового века (конец II – начало I тыс. до н. э.) в Южной Сибири и Казахстане. Названа она так по раскопкам эталонных памятников на реке Карасук (приток Енисея) близ села Батени в Боградском районе (Хакасия). Влияние культуры прослеживается от Саян и Алтая до Аральского моря.
Бронзовые ножи с выгнутыми обухами, принадлежавшие карасукской культуре, были найдены на территории Сибири, Китая, Казахстана, Киргизии и на других территориях, где распространилась эта культура (илл. 0Б2 и 0Б3). В серповидных (выгнутообушковых) ножах карасукцев начинает чётче прослеживаться такой элемент рукояти, как передний упор. Навершие рукояти ножей этого типа чаще всего имеет «грибовидную» форму с отверстием-ушком под ним, для крепления темляка (иногда навершие имело форму близкую к кольцевидной или было зооморфным). Рукоять бывает объёмной, плоской или двутавровой в сечении. Угол «наклона» клинка по отношению к рукояти и его длина могли варьироваться довольно значительно.
"Лирическое отступление": Холодное оружие с лезвием на внутренней (вогнутой) части клинка. Часть 3
Карасукская культура сменяется (на определённом этапе обе культурные общности существовали параллельно) тагарской культурой (VIII–III вв. до н. э.). Культурная общность названа так по топониму – острову Тагарскому на реке Енисей.
В найденных погребениях тагарской культуры также встречаются выгнутообушковые ножи (илл. 0Б4), схожие с карасукскими ножами.
Тагарские серповидные ножи баиновского и подгорновского этапа конструктивно схожи с карасукскими, на сарагашенском этапе можно наблюдать довольно большое разнообразие в формах и оформлении рукоятей. Интересно, что у тагарских цельнолитых бронзовых ножей в этот период появляется специфическое украшение – значок (тамга) в том месте, где рукоять переходит в лезвие клинка (на илл. 0Б5 этот знак отчётливо виден).
Ножи подобного типа постепенно, в течение II-I тысячелетия до н.э., распространяются на территории Евразии от Ближнего Востока и Центральной Европы до Китая.
На поздних этапах развития тагарской культуры массивных цельнолитых серповидных ножей почти нет, они становятся меньше, тоньше в обухе и переходят в нишу хозяйственно-бытовых инструментов, предназначение которых не рубка, а резание. Нишу боевых ножей прочно занимают прямые кинжалы, основное назначение которых уже не рубка, а пробитие доспеха колющим ударом. Впрочем, массивные серповидные ножи не исчезают совсем, а модифицируются из цельнометаллических в составные, состоящие из массивного серповидного клинка и монтируемой на нём ручки из органического материала. Такая конструкция рубящего инструмента позволяет смягчить последствия удара по твёрдой поверхности для руки, благодаря амортизирующим свойствам деревянной рукояти. Кроме того, в изготовлении такой нож проще и более ремонтопригоден. В отечественной археологической литературе за подобными массивными ножами закрепилось название серп-секач (серп-косарь) сосново-мазинского типа (названо так по кладу, найденному в селе Сосновая Маза Хвалынского района Саратовской области).
Подведём промежуточные итоги по выгнутообушковым/серповидным ножам бронзового века. Металлические однолезвийные ножи с выгнутым обухом и серповидным клинком впервые появляются на Восточно-Европейской равнине, в Центральной Азии и Сибири, предположительно, в начале II тысячелетия до н. э. Владельцами этих ножей были сейминско-турбинские дружинники, перемещавшиеся по лесостепным и лесным территориям Евразии. По ряду признаков, одним из которых является включение этих ножей в состав погребального инвентаря статусных, «богатых» захоронений, можно предположить, что эти ножи являлись оружием ближнего боя и неотъемлемой частью воинской культуры этой культурно-исторической общности. В последней трети II тысячелетия до н. э. ножи схожей конструкции фиксируются у представителей карасукской, затем тагарской культур. В дальнейшем, на поздних этапах развития тагарской культуры, цельнометаллические серповидные ножи уменьшаются в размерах, становясь частью хозяйственного инвентаря. Конструкция массивных серповидных ножей претерпевает изменения, меняясь с цельнометаллической на составную (бронзовый клинок и смонтированная на его хвостовике рукоять из органических материалов), предположительно, в конце II тысячелетия до н. э. Возможно, к этому моменту массивный серповидный нож становится универсальным, с возможностью применения как для боя, так и для выполнения хозяйственных задач. Бронзовые серповидные ножи составной конструкции, получившие в современной археологической литературе название «серп-секач» фиксируются в конце II–I тысячелетии до н. э. на территориях Восточно-Европейской равнины, Центральной Азии, Сибири и Северо-Западного Китая.
А как же обстояли дела в «цивилизованной» Европе? В одной из книг мне попался интересный нож (илл. 0Б6) из свайных поселений в швейцарском Невшателе (доисторические свайные поселения в Альпах – доисторические поселения из свайных жилищ в Альпах и окрестных районах, построенные примерно с 5000 до 500 гг. до н. э. на берегах озёр, рек и болот). Нож имеет двойной изгиб клинка. И европейский континент клинковое оружие с лезвием на вогнутой кромке не обошло стороной…
"Лирическое отступление": Холодное оружие с лезвием на внутренней (вогнутой) части клинка. Часть 4
Холодное оружие с лезвием на внутренней (вогнутой) части клинка, предназначенное в первую очередь для рубящих ударов археологи и историки находили у разных народов в разные времена, часто отличая их между собой лишь названием. В античные времена уровень металлургии не позволял производить прямые стальные (железные) мечи приемлемого качества, поэтому наиболее распространённой у древнего оружия была форма клинка с изгибом вперёд.
Несмотря на то, что долгое время считалось, что первая цивилизация зародилась на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил и известна как Древний Египет (самоназвание Та-кемет, Та-мери, Та-уи), данные, которыми располагают современные историки, свидетельствуют о том, что именно шумерская цивилизация предшествовала остальным. Шумеры пришли на плодородные земли в междуречье Тигра и Евфрата, также известные как Месопотамия, в конце IV тысячелетия до н. э. Считается, что честь изобретения боевых мечей тоже принадлежит шумерам. Первые образцы этого оружия выкованы не позже середины III тысячелетия до н. э. Древнейшие мечи имели довольно странную изогнутую форму, свидетельствующую о том, что предком их, скорее всего, был крестьянский серп. Именно Междуречье (Месопотамия и Левант) считается родиной земледелия (так называемый плодородный полумесяц), а оно, в свою очередь, повлияло на совершенствование хозяйственно-бытовых инструментов. Одно из основных орудий труда земледельцев – серп – в эпоху бронзового века приобрёл форму, которая останется практически неизменной до нашего времени.
Если говорить про серповидные мечи, то вначале, по-видимому, они были лишь на вооружении у знати и использовались преимущественно для казни пленников. Самое раннее изображение широко распространённого в Междуречье серповидного меча (к сожалению, в оружиеведении у этого меча нет собственного названия, т.к. оно не дошло до нас) мы видим на «Штандарте из Ура» (см. илл. 1), где он передан весьма условно. Изображение не позволяет делать однозначных выводов о форме меча, к тому же до нас не дошёл ни один шумерский образец. На «Стеле Коршунов», воздвигнутой в XXV в. до н. э., изображён правитель (энси) шумерского государства Лагаш Эанатум (илл. 2). В левой руке Эанатум держит оружие, весьма напоминающее серповидный меч. Но возможно, что это ассирийская саппара – сабля, которая имела заточку и на внутренней, и на внешней стороне.
Считается, что знаменитый древнеегипетский меч хопеш, или кхопеш (илл. 3–6) не что иное, как одна из разновидностей традиционного месопотамского серповидного меча. Есть и другая гипотеза. Её приверженцы утверждают, что египтяне «подсмотрели» конструкцию своего знаменитого меча у гиксосов – загадочных завоевателей, которые вторглись в Египет в XVIII в. до н. э. Часть историков считает, что гиксосы были вооружены изогнутыми бронзовыми мечами (или ножами), удачную конструкцию которых позже позаимствовали практичные египтяне. Как бы там ни было, именно египетский хопеш (кхопеш) пока считается первым холодным оружием, экземпляры которого сохранились до наших дней (илл. 7–9). Хопеш в основном затачивался только с внешней стороны. Реже находили обоюдоострые хопеши, заточенные не только с внешней стороны, но и имеющие режущую кромку с внутренней стороны. Очевидно, способ применения такого оружия в бою предполагал не только нанесение рубящих ударов, но и отсечение головы, конечностей поверженного противника.
Хетты, заклятые враги египтян, во время бронзового века, также использовали мечи, похожие по форме на хопеш (илл. 10), хотя у них были и прямые мечи. Однако неясно, скопировали ли они египетский дизайн или унаследовали серповидный меч непосредственно из Месопотамии.
Немного ещё вернёмся в Месопотамию. В разное время здесь, помимо Шумера (аккад. Šumerû, шум. Ki-en-gi(-r)), располагались такие государства, как Аккад, Вавилонское царство (Вавилония) и Ассирия. В более позднем вавилонском и ассирийском искусстве серповидное холодное оружие изображалось как символ власти, став неизменным атрибутом божеств и правителей. Ассирийские мечи, как и египетские, имели ряд форм. Одна из них – «са-па-ра», или хопш во многом схожа с египетских хопешем. Более подробно про мечи государств Месопотамии (илл. 11 и 12) можно прочитать в «Книге мечей» Ричарда Ф. Бёртона или, например, здесь: http://www.bibliotekar.ru/CentrMech/11.htm. В Державе Ахеменидов (др.-перс. Ariyānām Xšaçam – «Арийская Империя»), известной также как Первая Персидская Империя, преобладали прямые мечи и кинжалы, но было также и оружие с искривлёнными клинками.
Версий о появлении изогнутого клинка в Древней Греции великое множество. Считается, что его вручили легендарным героям чуть ли не боги. На самом деле, ничего правдивого в таких легендах нет. Если обратиться к работам Геродота, то можно увидеть, что в те далёкие времена, когда у греков не было таких изогнутых клинков, их использовали в персидской кавалерии. Греки никогда не брезговали научиться чему-нибудь даже от своих смертельных врагов, поэтому с удовольствием скопировали изогнутые мечи персов (на илл. 13 одинаковыми мечами вооружён как грек, так и перс). В другом источники прочитал, что оружие с лезвием на вогнутой части клинка предположительно из Месопотамии через мидийцев попало к грекам в Элладу, где стало известно как копис (др.-греч. κοπίς) (илл. 14–17). Также есть версия о проникновении такого меча к грекам от фракийцев (фракийцы – древний народ, группа индоевропейских племён, обитавшая на северо-востоке Балканского полуострова и северо-западе Малой Азии).
В македонской армии копис, наряду с ксифосом (прямой обоюдоострый меч длиной около 60 см), также состоял на вооружении (илл. 18–20).
Продолжение следует...
"Лирическое отступление": Холодное оружие с лезвием на внутренней (вогнутой) части клинка. Часть 5
Наибольшее же распространение холодное клинковое оружие с лезвием на внутренней (вогнутой) части клинка получило в Иберии (одно из названий Пиренейского полуострова). Иберийский копис известен как фальката. Название фальката (falcata) не является историческим, оно возникло лишь во второй половине XIX в. с лёгкой руки одного из переводчиков с латинского, который принял образное описательное выражение ensis falcatus – «меч, изогнутый подобно серпу» – за название вида оружия; римляне называли это оружие «испанской саблей» – machaera Hispana (не путать с состоявшим на вооружении самих римских легионеров gladius hispaniensis, прямым мечом с листовидным клинком).
Ранние образцы фалькаты датированы V–IV вв. до н. э. Самые ранние фалькаты были найдены на юго-востоке Иберийского полуострова, преимущественно в тех местах, где были греческие поселения-колонии. Но вполне вероятно, что изогнутый однолезвийный колюще-рубящий меч был заимствован племенами, населявшими Иберийский полуостров, у финикийцев.
Раниие фалькаты воспроизводят собой греческие кописы с рукоятью в форме птичьей головы или животного. Гарда у фалькаты была увеличенной, переходящей в рукоять. Кроме этого, между загнутыми концами гарды и рукояти нередко встречались цепи и перемычки, тем самым, фактически получалась полноценная закрытая гарда. Лучшие из сохранившихся образцов фалькаты хранятся в Национальном историческом музее Мадрида (илл. 21 и 22). Присмотревшись, можно увидеть не полностью сохранившуюся защиту руки на рукояти от гарды до навершия. Подобный элемент выделяет фалькату из рода себе подобных видов холодного оружия. Затем художественные излишества греков перешли в более функциональную, удобную для ладони форму, а клинок приобрёл совершенство формы. Длина фалькаты в среднем около 60 см. Со временем фалькаты стали короче, появилась заточка части обуха и долы. Испанцы носили фалькату в ножнах за спиной. Вдоль ножен прикреплялись три или четыре кольца, длинная перевязь пропускалась сквозь кольца. Иногда носили за поясом. Ширина клинка расширяется по направлению к кончику, из-за чего центр тяжести смещается на удаление от руки. В результате кинетическая энергия удара увеличивается, а благодаря изогнутому вперёд лезвию рубящая способность значительно возрастает по сравнению с прямым мечом. По свидетельству римлян никакой шлем не мог выдержать удара фалькатой.
Некоторые оружиеведы считают фалькату самостоятельным видом оружия, а не разновидностью кописа.
Карфагенская армия была одной из самых передовых в Древнем мире. Карфагеняне в значительных количествах набирали в свою армию иберов, тартессиев, протобасков, лузитанов, кельтов, кельтиберов, населявших Иберию (илл. 23–28).
"Лирическое отступление": Холодное оружие с лезвием на внутренней (вогнутой) части клинка. Часть 6
Римляне заимствовали оружие своих врагов – карфагенян, или пуннов, как они их называли, и сделали фалькату своим излюбленным оружием. Впрочем, у этрусков (древняя цивилизация, населявшая в I тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова) тоже были подобные мечи (илл. 29–30), и к римлянам оружие типа фалькаты/кописа могло попасть именно от этрусков.
Другим словом, обозначающим такой же изогнутый меч, является махайра (махера) (др.-греч. μάχαιρα), то есть нож в современном греческом. Это слово в античности широко применялось к обозначению всяких режущих предметов, от бытовых ножей до мечей римлян.
"Лирическое отступление": Холодное оружие с лезвием на внутренней (вогнутой) части клинка. Часть 7
Вогнутый клинок с заточкой на вогнутой стороне в Древнем мире имели не только мечи, а также короткоклинковое оружие.
Сика – длинный кинжал или короткий меч с клинком длиной до 40–45 см, являющийся наследием Гальштатской культуры (археологическая культура железного века, которая развивалась в Центральной Европе и на Балканах примерно с 900 до 400 гг. до н. э.) (илл. 32). Данное оружие использовали древние иллирийцы, фракийцы, даки (на колонне Траяна изображено самоубийство царя Дакии Децебала, в руках которого – сика – см. илл. 33). Большое количество экземпляров оружия было обнаружено на территории современных Албании, Румынии, Боснии, Болгарии и Сербии.
Согласно Древнему античному словарю, том 4 (Dictionnaire des Antiquités Grecques et Romaines) корнем слова «сика» является прото-индо-европейский sek- , означающий «резать», «отрезать». Римский писатель Валерий Максим утверждал, что «сика» являлся термином даков, используемый для определения короткого меча (большого ножа) с искривлённым клинком. Ныне в албанском языке имеется термин «тика», описывающий нож, который по форме подобен сике.
Сика изготавливался из меди, брозы и, позднее, из железа и стали. Первоначально сика выглядел как изогнутый меч с клинком длиной около 40–45 см (по ширине и массе примерно соответствует римскому гладиусу). А в случае облома клинка, перековывался кузнецами в кинжал.
Некоторые оружиеведы выделяют три типа сик, которые различаются лишь морфологически, но не функционально.
Первый тип характеризуется массивностью (илл. 34). Встречаются экземпляры кинжалов, форма клинка которых имеет излом в своей средней части. Острие такого оружия короткое и острое, имеется небольшой изгиб. Короткая рукоять треугольной формы, на которой близ клинка располагаются отверстия для крепления заклёпок. На клинке располагается глубокий дол с резными украшениями. Описанные выше признаки не являются характеристиками для подавляющего числа кинжалов данного типа, единственной общей особенностью являются размер и форма оружия.
Кинжалы второго типа не имеют больших морфологических различий, в отличие от первого типа они не столь массивны, при этом клинок с долом длиннее, рукоять короткая, треугольной формы (илл. 35 и 36).
Третий тип насчитывает большее число экземпляров. Он характеризуется длинным клинком, долом, элегантно украшенным резным орнаментом, продольными линиями, рукоятью и гардой. Размеры оружия также стандартизованы и составляют 30–40 см в длину и примерно 3 см в ширину.
Сложные в исполнении декоративные украшения сики характеризовали его духовную, художественную и символичную ценность. На клинках сик вырезались изображения орлов и змей, при этом схема расположения элементов соответствовала определённому «коду», подчёркивая отношение носителя оружия к тому или иному обществу, его социальный статус, а также особые тайные, «волшебные» характеристики кинжала.
Гладиаторские бои в Древнем Риме были чрезвычайно популярны, а количество гладиаторов так велико, что существовала целая их классификация по типу вооружений, тактике боя и правилам поединков. Так, среди прочих гладиаторов были гладиаторы-фракийцы (лат. thraex). Эти гладиаторы первоначально были фракийцами по национальности, затем название перешло на комплекс вооружения вне зависимости от национальности бойца. У гладиаторов, с тех пор как мурмиллона вооружили скутумом (большим щитом) для того, чтобы его бой с фракийским гладиатором был честным и захватывающим, последнего вооружили сикой (илл. 37–42). Сика в руках фракийца был коварным оружием, поскольку позволял неожиданно подрезать слабо защищённые обратные части рук и ног.
В Древнем Риме сика также был в качестве оружия телохранителей – некоторые римские императоры нанимали себе в личную охрану гладиаторов-фракийцев.
Именно от названия этого кинжала берёт своё название первая в истории террористическая организация – сикарии. Сикарии (лат. sicarii – буквально «кинжальщики») – боевая еврейская группировка, действовавшая в Иудее в I в. н. э. Это было радикальное, впоследствии отколовшееся, крыло движения зелотов, вставшее на путь прямых нападений и террористических актов. Своей целью сикарии ставили образование еврейского государства, независимого от Рима. Члены этой группировки (можно сказать секты) практиковали убийства (орудием убийства служил кинжал с искривлённым клинком – сика, скрытно носившийся под одеждой) представителей еврейской знати, выступавших за мир с римлянами и обвинявшихся в отступничестве от религии и национальных интересов, а также римлян.
В Древнем Риме сика стал оружием наёмных убийц. 15 марта 44 года до н. э. на заседании сената заговорщики набросились на диктатора Гая Юлия Цезаря с кинжалами и нанесли ему 23 раны, от которых римский диктатор умер на месте (илл 43). Наверняка в руках убийц-заговорщиков тоже были сики.
Прошу прощения у форумчан за то, что так бесцеремонно ушёл от основной темы форума, но я хочу, всё-таки, обосновать появление кулаков, каракулаков и ятаганов, речь о которых шла выше...
"Лирическое отступление": Холодное оружие с лезвием на внутренней (вогнутой) части клинка. Часть 8
В данном «отступлении» стóит поведать ещё о двух видах оружия древних фракийцев и даков – фальксе и ромфее.
Фалькс (falx) – это либо двуручный меч (?), либо древковое оружие с древком около 1 метра с длинным сильноизогнутым железным (стальным) клинком, прикреплённым к концу древка почти равной с ним длины, лезвие которого заострялось по внутренней кромке (илл. 45 и 46). Родиной фалькса считают Дакию (илл. 47–49).
Falx – это латинское слово, которое первоначально означало «серп», но позднее оно использовалось для обозначения любого вида оружия и сельскохозяйственного инструмента, у которого был изогнутый клинок с заострённым внутренним краем. Слово «фалькс» позже также использовалось для обозначения осадного крюка, которым пользовались римляне.
Дакийский фалькс из-за своей формы напоминающей косу.
Клинок фалькса имел заточенное лезвие только с внутренней стороны, что считалось чрезвычайно эффективным для нанесения рубящего удара. Однако подобная конструкция оставляла своего владельца уязвимым. Оружие это могло использоваться только двумя руками, и, в таком случае, воин не мог держать щит, хотя нынешние реконструкторы изображают (правда гораздо реже) дакийских воинов и со щитами (илл. 50). Можно предположить, что длина двуручного фалькса позволяла обрушать его с огромной силой на противника (илл. 51). Найденные на раскопках пронзённые шлемы и щиты, расколотые мечи – говорят о том, что двуручный фалькс при правильной технике способен был расколоть щит на две части одним ударом. В качестве альтернативы его можно было использовать, как крюк, чтобы отцеплять от врагов щиты и резать их уязвимые конечности, либо же наносить удары по касательной, вовсе минуя щиты. Изогнутое вовнутрь остриё при грамотном использовании могло пробить доспех или плоть цели, закрытой щитом, что делало даже самые укреплённые щиты гораздо менее эффективными против воина, вооружённого фальксом.
Колонна Траяна (колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками) является памятником императорского завоевания Дакии (илл. 52). Массивное основание колонны покрыто рельефами различных трофеев дакийского оружия и включает в себя несколько иллюстраций двуручного фалькса (илл. 53 и 54).
На вооружении соседей даков – фракийцев – также были фальксы.
Другим похожим оружием фракийцев была ромфея, или ромфая (илл. 55–60). Ромфея (др.-греч. ῥομφαία, лат. rhomphaea, rumpia) – это железный двуручный меч с длинной рукоятью и однолезвийным, прямым или слегка изогнутым как у косы, клинком, использовавшийся древними фракийцами (илл. 61), а также даками. Считается, что этот вид оружия появился и развился во Фракии, во второй половине I тысячелетия до н. э., после ряда изменений и нововведений. Согласно Колеву, местом изобретения и первоначального использования являлась территория заселённая фракийским племенем бессов, практиковавших со времён ранней античности добычу руды и кузнечное ремесло. В первых веках до нашей эры, слово ρομφαία в древнегреческом стало нарицательным для всех одноручных и двуручных мечей, в таком значение оно сохранилось и в раннехристанской литературе. Ромфея использовалась как специфическое оружие фракийских подразделений с 400 г. до н. э., до конца римской эпохи.
Если честно, то грань между фальксом и ромфеей практически отсутствует, т.к. не все фальксы были сильно изогнуты, а большинство ромфей имели изгиб клинка (илл. 62).
В литературных источниках очень часто одни и те же рисунки или фотографии реконструкторов подписаны «даки»/«фракийцы» и «фальксы»/«ромфеи» (илл. 63–68).
Фальксы и ромфеи были грозным оружием с Балканского полуострова, отправившим на тот свет многих римских (и не только) воинов.
"Лирическое отступление": Холодное оружие с лезвием на внутренней (вогнутой) части клинка. Часть 9
Имеются свидетельства, что ромфеи со II–III вв. состояли на вооружении римской армии.
В 395 году после смерти императора Феодосия I Римская империя разделилась на западную и восточную части («Западная Римская империя» и «Восточная Римская империя» – исторические термины нового времени, принятые учёными для описания де-факто разных территорий; де-юре они не являлись самостоятельными государствами и не воспринимались таковыми жителями Римской империи). После падения Западной Римской империи в 476 году население Римской империи считало, что остался один центр Римской империи – Восточная Римская империя со столицей в Константинополе. Византия просуществовала ещё около тысячи лет.
Главным клинковым оружием византийских воинов были меч спатион (spathion) (это явно прямой потомок прямого и длинного обоюдоострого меча римлян спаты (лат. spatha)) и парамерион, представлявший собой саблю с клинком небольшой кривизны. Ромфеями (ромфаями) была вооружена значительная часть Византийских гвардейцев.
В Византии клинковое оружие, ранее известное как махайра, постепенно переродилось в большой хозяйственный нож. Махайра потеряла своё боевое предназначение. Больше тысячи лет это некогда грозное оружие использовалось в бытовых целях.
Параллельно в Африке и Азии подобное оружие также развивалось. Где-то появлялись новые типы, виды и разновидности...
Дальнейший анализ клинкового и древкового холодного оружия Старого Света, или Афроевразии показал, что оружие с выгнутым обухом или серповидным клинком (боевой частью) можно встретить от Пиренеев до Дальнего Востока, от Северной Европы до Юго-Восточной Азии, а также у многих народов Африки.
Я "насобирал" несколько десятков видов такого холодного оружия по всей Афроевразии.
Форумчане, есть ли смысл и далее отходить от темы основного повествования, или нужно вернуться к "холодняку" болгар?
Пожалуй не буду "загромождать" данную тему всякими ножами "коса-пурт", колодачами, подсаадачными ножами, серпами-камами, кирпанами, дхариями, джамбиями, шибриями, беладау, бинакуко, какалами, панабасами, камбат-бонтухами, нгалами/бангалами, чиланумами, керамбитами и прочим холодным оружием, имеющим клинок или боевую часть с заточкой по вогнутой стороне. Ну а про кукри и шотелы здесь уже было...
Хотя интересная тема...
Как следует из приведённого экскурса по истории холодного оружия с выгнутым обухом и заточкой по вогнутой части клинка (боевой части), то подобное оружие издревле было знакомо племенам и народам, населявшим Балканский полуостров. Таким образом, выискивать корни каракулака исключительно в турецком ятагане, самые древние экземпляры которого датированы лишь XVI веком, просто смешно. Даже несмотря на то, что не найдены каракулаки древнее XVI века, это можно просто объяснить. Просто-напросто старые хозяйственно-бытовые и пастушьи ножи шли, как металлолом, на переплавку и на производство новых ножей. Да и сталь, шедшая на изготовление «хозбыта» была куда хуже по качеству, чем сталь, идущая на производство боевых ятаганов. Вот и не сохранились до наших дней старинные каракулаки…
А у форумчан имеются фотографии каракулаков?
Или в посте выше это ятаганы?
Самодельные, в.ч. наградные, партизанские ножи.
Нож П.К. Пономаренко № 1.
Изготовлен в 1944 году в партизанском отряде имени М. Калинина (Брестская область). Клинок произвольной формы, рукоять наборная (сталь, оргстекло, латунь, кожа) с гардой. Ножны деревянные, обтянуты кожей, устье и наконечник металлические, украшены латунью и оргстеклом. На клинке надпись "т. Пономаренко от партизан Брестсокй области" и "Пономаренко". Длина оружия 23,1 см. Генерал-лейтенант П.К. Пономаренко был начальником Центрального штаба партизанского движения и первым секретарем ЦК КП(б)Б.
Нож П.К. Пономаренко № 2.
Второй нож, подаренный партизанами бригады "Железняк" П.К. Пономаренко. Клинок произвольной формы, рукоять деревянная с деталями из латуни и оргстекла, имеет гарду. На черене рукяти латунные вставки с надписями. С одной стороны "Секретарю ЦК КП(б)Б генерал-лейтенанту Понамаренко П.", с другой "от партизан бр. "Железняк" 1944 г.". Ножны деревянные, устье и наконечник латунные. Длина оружия 20,8 см. На ножнах с правой стороны на латунной вставке надпись "Смерть немецким оккупантам!"
Нож С.К. Автухова.
Клинок произвольного типа, рукоять наборная, по типу рукояти финского ножа, без гарды. Длина оружия 31,5 см. Нож изготовлен в партизанском отряде "Боевой" Вилейской области, владелец - С.К. Автухов, заместитель командира отряда по разведке.
Нож П.И. Булака.
Клинок изготовлен по образцу армейских ножей РККА. Рукоять наборная, имеет гарду. Длина оружия 22,1 см. Изготовлен в партизанской бригаде "Победа" Барановичской области. Принадлежал П.И. Булаку, командиру бригады "Победа".
Нож А.С. Бабарикина.
Клинок изготовлен по образцу армейских ножей РККА. Рукоять наборная (дерево, оргстекло, медь), без гарды. На клинке надписи: "Командиру 7-го отряда бр. "Железняк" А. Бабарикину. А.А. Чижевский" и "Память партизанщины в Белоруссии. 1944 г.". Длина оружия 21 см. Ножны деревянные, устье и наконечник медные. А.С. Бабарикин был командиром 7-го отряда партизанской бригады "Железняк" минской области. Нож был передан им в музей в 1961 году.
Нож Г.Б. Эйдинова.
Клинок произвольной формы. Рукоять наборная (сталь, латунь, оргсекло), имеет гарду. На клинке надписи: "т. Эйдинову Г.Б. от партизан Брестской обл. 1944 г." и "Мастер Поляков п/о им. Калинина". Длина оружия 23,1 см. Ножны деревянные, обтянуты кожей, устье и наконечник металлические, украшены латунными накладками. Г.Б. Эйдинов - секретарь ЦК КП(б)Б, 1-й заместитель начальника Белорусского штаба партизанского движения.
Нож неустановленного владельца.
Клинок изготовлен по образцу армейских ножей РККА (возможно, использован клинок одного из уставных ножей). Рукоять наборная (сталь, оргстекло), имеет гарду. Ножны деревянные, обтянуты кожей. Длина оружия 23,3 см. Изготовлен в 252-м партизанском отряде 8-й Рогачевской партизанской бригады Гомельской области.
С.А. Ковпак, командир 1-й Украинской партизанской дивизии с самодельным ножом на поясе.
На этих фотографиях - типичный каракулак XIX века. Но он подписан как "аккулак" (т.е. "белые уши" / "белое ухо").
В чём же отличие аккулака от каракулака?
В цвете рукояти?
Тогда почему ножи с рукоятями коричневого цвета не называются, также, по-своему?
Добавлено: 11.02.2020 23:43:54
ещё