Болгарские моряки перед ПМВ и во время ПМВ проходили обучение и в других странах.
На представленной фотографии (1916 или 1917 года) - болгарские морские офицеры на обучении в Германии в униформе и с кортиками офицеров германского флота.
Ниже - собственно кортик офицеров Кайзерлихмарине (нем. Kaiserliche Marine, пер. Императорские военно-морские силы) обр. 1901 года
Применение кортика обр. 1905 года офицерским составом болгарского флота длилось до 1936 года. После указа царя Бориса III, был принят вариант кортика для офицерского и кадетского составов военно-морского флота. Его вариант также совпадал с формой русского морского офицерского кортика обр. 1797 (1803) года.
На данной фотографии - мичман II ранга Димитр Георгиев Светогорский во время обучения в итальянском флоте накануне Первой мировой войны (Ливорно, Королевство Италия).
А что за кортик у мичмана? Итальянский?
Мичман Светогорский погиб 25 апреля 1918 года на борту подводной лодки U-104, когда она была затоплена глубоководными бомбами британским миноносцем HMS Jessamine в проливе Святого Георгия в Ирландском море
Никаких мыслей по поводу данного кортика не появилось?
Кортик морской кадетский
В 1930-х гг. ученикам (курсантам) Военно-морского училища в Варне поручали во время практики работать на станках и самим изготавливать свои кортики.
Обычно клинок делали из старых игольчатых штыков от русских винтовок обр. 1891 года, оставшихся от Русской армии барона П.Н. Врангеля или спрятанных от репараций после окончания ПМВ.
Эфес кадетского кортика был схожим со стандартным эфесом от офицерского кортика обр. 1905 года (интересно, а где курсанты брали рукояти из слоновой кости? а позолоченные латунные элементы эфеса???).
Д.А. Федурин пишет, что на ножнах морских кадетских кортиков обр. 1936 года кольца были неподвижны (в отличие от ножен морских офицерских кортиков).
Фотографиями кадетов/курсантов Военно-морского училища в Варне с кадетскими кортиками, к сожалению, не располагаю
По одним данным, морской кадетский кортик носили учащиеся последнего класса морского училища в период 1936–1944 годов, а по другим – из-за отсутствия монархической символики их носили и после установления в Болгарии республики.
Болгарские авиационные кортики
После поражения в ПМВ Болгарии было запрещено содержать военную авиацию. Чтобы сохранить кадры, командование болгарской армии «спрятало» лётчиков в структуре Министерства путей сообщения. Числясь чиновниками, болгарские лётчики, всё же, носили полувоенную форму и к концу 1920-х гг. понемногу начали легализовать своё существование. С целью повышения «боевого духа» авиаторов и поднятия их авторитета в обществе в 1930 году были предприняты изменения в форме одежды лётчиков. Одним из нововведений стал кортик. Согласно приказу Директора авиации форма в авиации делилась на праздничную, строевую, повседневную, лётную и парадную. Кортик носился с первыми тремя. Парадная форма была впоследствии отменена, вероятно, по причине экономии средств.
Автором нового образца был Милко Качулев, фотограф-художник при аэродроме Божурище около Софии. При сопоставлении чертежей с имеющимися реальными образцами болгарских авиационных кортиков заметны различия: другой орнамент на рукояти, государственный герб Болгарского царства меньше, винт находится, как и положено, перед двигателем, сам авиационный двигатель имеет 6, а не 8 цилиндров и т.д.
Кортик болгарский авиационный подофицерский обр. 1930 года
Рукоять подофицерского (унтер-офицерского) кортика обр. 1930 года изготовлена из дерева и окрашена чёрной краской. Головка рукояти, выполненная из латуни, имеет форму орлиной головы. В офицерском авиационном кортике глаза орла изготавливали из обработанных рубинов, неужели рубины шли и на изготовление подофицерских кортиков? Что-то сомнительно... Головка рукояти плавно переходит в спинку, посередине которой расположен малый герб Болгарского царства (вставший на задние лапы геральдический коронованный лев и царская корона над ним). Спинка рукояти украшена растительными элементами. Латунная крестовина выполнена в виде стилизованного изображения пропеллера, в центре которого находится круглый щиток с изображением 8-цилиндрового авиационного мотора (Тодор Предов в своих книгах по болгарским кортикам описывает ножны с семью цилиндрами). С левой стороны крестовины – испанский щит (для нанесения инициалов владельца кортика).
Клинок прямой, линзовидного сечения, с двусторонней заточкой, без долов. Украшения и клейма на клинки не наносились.
Ножны изготовлены из дерева и обтянуты чёрной кожей. Прибор, изготовленный из латуни, включает в себя устье, обойму (гайку) и наконечник с окончанием в виде птичьей лапы, держащей в когтях шар (согласно описанию шарик имеет голубой цвет, что символизирует Землю, и нанесенные чёрным цветом очертаниями континентов; на сохранившихся экземплярах шарик выцвел и закреплён в когтях непрочно). На приборе ножен находятся украшения в виде геометрического орнамента и пересекающихся линий в староболгарском стиле, сочетающиеся с плетением на рукояти. На узкой стороне устья по середине припаяно «ухо» для кольца для крепления подвеса. На обоймице также имеется подвижное кольцо под ремни портупеи. Кольца для подвеса литые, стилизованы под проволоку двойного скручивания. Устье, обоймица и наконечник плотно закреплены на ножнах одним винтом со стороны колец.
Основные габаритные размеры болгарского авиационного подофицерского кортика обр. 1930 года:
- длина кортика в ножнах – 300 мм;
- общая длина – 250 мм;
- длина клинка – 160 мм;
- ширина клинка – 14 мм.
Портупея выполнена в виде пары ремней из хлопчатобумажной ткани, окрашенных в чёрный цвет, с боковыми карабинами на концах. Пряжки на ремнях овальной формы с украшением в виде орла с поднятыми вверх крыльями, находящимися по периметру пряжки. Все части портупеи изготовлены из латуни.
Темляк к подофицерскому кортику не полагался.
Подофицерский кортик обр. 1930 года использовался подофицерами (унтер-офицерами) авиации Болгарии в период 1930–1944 годов.
Подофицеры носили кортик с праздничной формой с ремнём желтого цвета поверх шинели или куртки. Повседневно разрешалось ношение праздничной или строевой формы с кортиком, но категорически запрещалась комбинированная форма одежды.
Кортик болгарский авиационный офицерский обр. 1930 года
Модель болгарского офицерского кортика 1930 года имеет большое сходство с кортиком подофицеров (унтер-офицеров) обр. 1930 года.
Болгарский авиационный офицерский кортик имеет следующие отличия в деталях:
- черен рукояти выполнен из чёрной полированной пластмассы (были ли деревянные, покрытые чёрным лаком?);
- глаза в голове орла, венчающей головку рукояти, выполнены из обработанных рубинов (не знаю, из чего они изготовлены в авиационном подофицерском кортике);
- задняя часть накладки (спинка) рукояти покрыта плетением в староболгарском стиле (возможно на подофицерском кортике так же);
- изображение малого государственного герба на спинке рукояти имеет отличия в короне и льве;
- украшение в виде авиационного мотора, который также несколько отличается, на крестовине покрыто серебром;
- все латунные части эфеса и прибора ножен позолочены;
- несколько короче клинок и ножны (на 5 мм);
- на каждой стороне клинка имеются долы длиной 95 мм;
- на лицевой стороне клинка на чёрном фоне серебряным староболгарским шрифтом выгравирована надпись «ЗА ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВОТО»;
- на обратной стороне клинка на чёрном фоне – вензель Царя Бориса III («Б III»);
- надпись и вензель на клинке обрамлены переплетёнными геометрическими и стилизованными стеблями с листьями (арабесками).
По описанию образца, ножны офицерского кортика должны быть выполнены из металла и обтянуты тонкой лакированной кожей, соединённой с внутренней стороны. Цвет кожи не писан, но скорее всего, был чёрный. По-видимому, использование кожи было признано неудачным, поскольку все дошедшие до нас экземпляры ножен выполнены из стального листа, покрытого чёрным лаком.
Основные габаритные размеры болгарского авиационного офицерского кортика обр. 1930 года:
- длина кортика в ножнах – 315 мм;
- общая длина кортика – 245 мм;
- длина крестовины – 65 мм;
- длина клинка – 150 мм;
- ширина клинка – 14 мм;
- толщина клинка у пяты – 8 мм;
- длина долов на клинке – 95 мм;
- длина ножен – 230 мм;
- ширина устья ножен – 22 мм;
- длина устья ножен – 45 мм;
- длина обоймицы – 43 мм;
- ширина обоймицы – 20 мм.
Подвес, согласно приказу от 1930 года, для офицеров устанавливался двух видов, для подофицеров – одного.
Офицеры ВВС Болгарии носили кортик с праздничной формой, парадным ремнём армейского образца и парчёвым подвесом.
В строю кортик носился с кожаным поясным ремнём орехового цвета, уставной пряжкой и кожаным подвесом под цвет ремня.
Повседневно разрешалось носить праздничную или строевую форму, но без поясного ремня. В этом случае кортик крепился к брючному ремню под пальто (куртку).
Праздничная форма носилась в 20 случаях, из них самые важные: принятие присяги, парады, представление и подношение поздравлений Царю, военные праздники армии и части, при посещении глав иностранных государств, официальных молебнах и панихидах, при освещении военных знамён, принятии святого причастия и т.п.
Строевая форма носилась в 10 случаях. Среди них: в карауле и на дежурстве, строевых смотрах, при парадах по приказу, при представлении на службе, при несении службы во дворце, при погребении, если участвовала военная команда и др.
Повседневная форма носилась во всех остальных случаях. В своде правил 1936 года уточнены предметы обмундирования офицеров, подофицеров, юнкеров и солдат, но нет описания кортиков и подвесов. Описание подвесов есть только в Указе Царя № 38 от 1940 года.
Приказ военного министерства № 181 от 22.11.1940 и Указ Царя № 38 от 28.11.1940 вводили новый Свод правил обмундирования ВВС. Подвес менялся. С праздничной формой использовался подвес «черной шелковой муаровой ленты, сверху черная кожа в 2 см с позолоченными крючком и пряжками согласно образцу», а в остальных случаях – подвес «сизой ткани с белыми металлическими пряжками». Пряжки, тренчики и карабины подвеса были либо позолоченные бронзовые (примечание: вероятнее – латунные!) для праздничной, либо белого металла для другой формы одежды. Пряжка изображала орла в полёте, защёлка пряжки стилизована под лапу орла, в когтях которой шар, символизирующий землю. Крылья орла охватывают поверхность пряжки венцом. Карабины подвеса гармонируют с кольцами на ножнах и стилизованы под два скрученных провода. Тренчики гладкие без украшения. На подвесе имеются по 4 отверстия для регулирования с целью уравновешивания кортика согласно описанию. К ремню подвес крепится через два кольца на верхней части подвеса, как и подвес морского кортика, с той разницей, что авиационный подвес крепится в одной точке ремня.