Упоминая традиционное холодное оружие Финляндии нельзя обойти стороной и "холодняк" другого народа — саамов (саами, лапландцев, лопарей), которые являются одним из этносов Финляндии, хотя география их расселения в годы Второй Мировой войны охватывала, помимо Финляндии, ещё и Норвегию, Швецию и СССР. Они и сейчас проживают там же (только нет уже великого Советского Союза), если не считать небольшое количество саамов, переехавших и перебравшихся в некоторые другие страны
Как и у финнов, у саамов/лопарей (да простят меня люди данной национальности — им, почему-то, слово "лопарь" не по душе, хотя на протяжении многих веков их именно так и называли на Руси) издревле было своё традиционное холодное оружие, в числе которых великое множество (как и финских пуукко) самых разнообразных ножей.
Нож по-саамски [хотя выделяют 10 диалектов, которые по сути - отдельные языки] — niibe (рус. ниибе), нож поясной — goakka (рус. гоака). Маленький нож (традиционно его использовали для мечения северных оленей) называется barmi (рус. барми) [встречается название unna niibaš].
Безусловно самый известный саамский (лапландский) нож — это леуку. На северносаамском языке (самом многочисленном из саамских языков) этот нож называется stuorra niibi. По-фински — leuku, или lapinleuku. Ещё с XVIII века саамский нож леуку причислен к национальному достоянию Финляндии. В самой же Финляндии, зачастую, этот нож называют "русским ножом".
Леуку — это большой, довольно тяжёлый нож, хотя при взгляде на различные ножи (см. фото № 1) понятие "большой" становится каким-то относительным — размеры леуку значительно разнятся — линейка размеров довольно широка, и кажется нет пределов габаритам этого ножа — сейчас можно встретить настоящие леуку-мачете (см. фото № 2).
Клинок леуку имеет прямые или выпуклые спуски и прямой обух длиной от 20 до 45 см. На некоторых ножах клинок имеет асимметричную заточку: прямой или выпуклый спуск с одной стороны и прямой клин с другой. Клинок достаточно широкий. У саамов не принято было наносить какие-либо изображения на клинки, хотя сейчас для туристов на клинки наносят разнообразные изображения.
Рукоять леуку обычно довольно мощная. Она имеет характерное грибообразное утолщение на конце. рукоять изготовляется из берёзы, что обеспечивает надёжный хват в морозных условиях. Иногда берёза комбинируется на рукояти с костью (рогом) или с берестой. Пальцевый упор (гарда) отсутствует.
Ножны традиционно делаются из оленьей кожи. Ножны обычно украшали (и украшают) сквозным резным национальным орнаментом. Помимо этого, ножны к леуку изготавливали из дерева, бересты, оленьего (не исключаю и лосиного) рога.
В быту саамов и финнов леуку часто использовался в паре (а порой и того больше) с более компактными ножами, адаптированными под режущие или колющие задачи и имеющими более короткий клинок.
Финны (на двух фото, № 7 и № 8, по-моему, сам Янне Марттиини, речь о котором шла выше) с леуку
Лапландцы насколько помню служить финам не торопились и старались откочевать по дальше от войны. А если и попадали под мобилизацию то определялись в транспортные (ездовыми) или санитарные части. Так что на этой рогатине скорее кровь волков или медведей, но никак не людей.
Про карело-финсий традиционный секач-сучкоруб — весури (vesuri) — своеобразный аналог мачете и биллхука (анг. billhook), здесь уже речи вели.
Поэтому много распространяться не буду, а приведу лишь краткую информацию:
Весури имеет длинный массивный клинок, с одно- и обоюдоострой заточкой и загнутым вперёд остриём. Рукоять деревянная, довольно массивная, может быть с одно- и двуручным (чаще второй тип) хватом.
Средняя длина весури — около 50-60 см. Толщина клинка может быть различной, в среднем — около 5 мм.
Весури, наряду с топором, финны применяли в годы советско-финских войн в основном в качестве шанцевого или хозяйственно-бытового инструмента.
Если у кого-то имеются фотографии финнов с весури периода 1939-1945 гг. — закидывайте
Клинок похоже фабричного изготовления, а рукоять самодел по мотивам скаутского.
Чтецу - благодарность за комменты.
А по поводу контактов в годы ВМВ саамов с воюющими армиями - фото (см. вкладку).
Вполне при подобном приобретении саамского ножика (это леуку средних размеров) немец мог недоплатить нужную сумму в рейхсмарках, а лопарь ему — рогатину в спину или топориком по затылочку
В продолжение подтемы "Большая (длинная) рысь" мне попалось пару фотографий ножа эсэсовца из 6-й горной дивизии СС «Норд» (нем. 6. SS-Gebirgs-Division "Nord"). Эта дивизии первоначально была сформирована в Финляндии в сентябре 1942 года как горная дивизия СС «Норд» из дивизии СС «Норд». 22 октября 1943 года, при нумерации дивизий эсэсовских войск, горная дивизия СС «Норд» получила номер 6.
Во вкладке № 3 - эмблема 6-й горной дивизии СС «Норд» (6. SS-Gebirgs-Division "Nord")
Бебут [перс. behbūd из тюрк. bekbut (bek + but (нога, бедро)] — один из основных (наряду с камой) типов кавказских кинжалов. Этот тип кинжалов вероятнее всего тюркского или индоиранского происхождения. По Кавказу бебут распространился из Персии. Бебут имеет изогнутый клинок, двусторонней или односторонней заточки, длиной до 50 см, чаще всего с долами.
Бебут, наряду с камой, стал одним из двух видов короткоклинкового холодного оружия казаков России. Больше всего бебут любили пластуны из-за его размеров и формы. Дело в том, что изогнутая форма клинка позволяет наносить более сильные рубящие и колющие удары, чем прямым лезвием (как у камы).
Солдатский кинжал-бебут (кинжал кривой солдатский обр. 1907 года) был принят на вооружение Русской императорской армии в 1907 году приказом № 287 по Военному ведомству (см. фото №№ 1—3 во вложениях).
Рукоять фигурной формы выполнена из дерева, заужена в средней части. Рукоять состоит из щёчек, закреплённых двумя заклёпками. Верхняя заклёпка также удерживает металлическую втулку.
Деревянные ножны окрашены в чёрный цвет или обтянуты кожей и имеют металлический (латунный) прибор, состоящий из устья, скобы с кольцом и наконечника. При помощи кольца осуществляется подвес ножен к поясному ремню.
На втулке рукояти и ножнах проставлялся номер войсковой части.
Технические характеристики кинжала-бебута обр. 1907 года из Военной энциклопедии под редакцией В. Ф. Новицкого и др. (изданной в Санкт-Петербурге в типографии товарищества И. Д. Сытина в 1911-1915 гг.):
- масса кинжала без ножен — 1 фунт 30 золотников;
- масса кинжала с деревянными, обтянутыми чёрной кожей ножнами — около 2 фунтов;
- длина клинка — 17 дюймов.
Технические характеристики кинжала-бебута обр. 1907 года из современных лит. источников, в т.ч. Википедии:
- длина общая — до 600 мм;
- длина клинка — около 440 мм;
- ширина клинка — 35 мм;
- масса — до 750 г.
В пешем строю кинжал «Бебут» носился на поясе слева у портупейной пряжки, а в конном — сдвигался на левый бок.
Производство кинжалов было налажено на Златоустовской оружейной фабрике.
В 1907 году бебут заменил шашки у всех нижних чинов жандармов, кроме вахмистров, чинов крепостных жандармских команд и строевых частей. В 1908 году он был принят на вооружение пулемётных команд. В 1909 году приказом по Военному ведомству № 187 от 17 мая кинжал «Бебут» заменил шашки у всех нижних чинов артиллерийских войск, кроме конной и конно-горной артиллерии, фельдфебелей и фейерверкеров в полевой пешей, горной и парковой артиллерии и трубачей в управлениях пешей артиллерии. В 1910 году он был вновь заменён шашками у нижних чинов жандармов. В 1910 году бебут был принят на вооружение нижних чинов команд конных разведчиков пехотных полков.
Добавлено: 13.07.2017 14:36:45
После обретения Финляндией независимости, бебут, как я ряд других образцов оружия Российской императорской армии, попал к финнам. Финны применяли бебуты в ходе гражданской войны 1918 года (см. вложения №№ 4—6) и последующей советско-финской войны (1918-1920 гг.). Кстати, по решению съезда заведующих отделами наружной охраны КВД СКСО [не знаю как точно расшифровываются данные аббревиатуры, но предположу, что это — Комитет внутренних дел Союза коммун Северной области] с 13 августа 1918 года бебут состоял на вооружении пеших сотрудников милиции (дружинников революционной охраны) [конные сотрудники вооружались шашкой], а также имел ограниченное использование в пехотных частях РККА.
Добавлено: 13.07.2017 14:42:13
Я как-то на данном форуме задавал вопрос: "А воевали ли с бебутами в годы Второй Мировой войны?". Тогда никто утвердительного ответа с приведением фактов, ссылок на источники или фотографий не привёл.
Совсем недавно я наткнулся на обложку одного шведского журнала за декабрь 1939 года (см. вложение № 7), на которой размещена фотография финского бойца (а может и шведского добровольца?) времён советско-финляндской войны, начавшейся 30 ноября 1939 года. В руках бойца — русский кинжал-бебут обр. 1907 года. Таким образом, с бебутами точно воевали и в годы ВМВ!
До перехода к длинноклинковому Х.О. Финляндии выложу немного фотографий финнов с короткоклинковым Х.О., речь о котором уже шла, (из так называемого - невошедшего) + немного финнов с иностранными ножичками.
Итак, пару-тройку фото финнов с финским армейским уставным ножом обр. 1919 года (М19)
Купил в Финляндии несколько финок времен войны, одна из них в алюминиевых ножнах как на одном из фото. Продавец сказал что ножны сделаны из обшивки сбитого советского самолета, вот интересно действительно это так.
А вот и фото итальянского складного штык-ножа обр. 1938 года к винтовкам и карабинам Каркано обр. 1891/38 года и обр. 1938 года у финна (правда у мальчонки). Штык-нож примкнут к итальянскому карабину.
На поясе финского мальчика можно увидеть и традиционный ножичек пуукко
[quote=Вит]Купил в Финляндии несколько финок времен войны, одна из них в алюминиевых ножнах как на одном из фото. Продавец сказал что ножны сделаны из обшивки сбитого советского самолета, вот интересно действительно это так.
Начнём с того, что не все советские самолёты периода советско-финских войн 1939-1944 гг. были из алюминия.
Вообще алюминий (именно металл) из-за своих физико-механических (в основном прочностных) свойств в авиастроении практически непригоден. Да, в самолёте дю Тампля, в дирижабле Шварца и первых дирижаблях Цеппелина, а также некоторых других летательных аппаратах конца XIX - начала XX вв. алюминий немного применялся. Но прочность алюминия оставляла желать лучшего. Истинно крылатым металлом алюминий стал лишь благодаря разработке немецким инженером-металлургом Альфредом Вильмом (Alfred Wilm) алюминиевого сплава, помимо собственно алюминия содержащего 3,5-5,5% меди; 0,5-0,8% магния; 0,6% марганца (Вильм подал заявку на патент в 1909 году). Компания Dürener Metallwerken в г. Дюрене вышла на рынок с продуктом под маркой «дуралюминий» (нем. duraluminium). С тех пор именно алюминиевые сплавы (различного химического состава) применялись в самолётостроении.
В СССР первым таким сплавом стал кольчугалюминий, впервые полученный в 1922 году. Как и дюралюминий от города Дюрена, так и кольчугалюминий получил своё название от города во Владимирской области Кольчугино, где расположен Кольчугинский завод по обработке цветных металлов (КЗОЦМ). Советский дюралюминий — кольчугалюминий — имел иной, нежели немецкий дюралюминий, состав — в нём иные содержания меди и марганца, а также добавлен никель (сначала до 0,5 %). К началу 1930-х гг. термин «кольчугалюминий» выходит из употребления и заменяется на «дюралюмин» и «дюралюминовые материалы» (в просторечии — «дюраль»). В дальнейшем кольчугалюминий с небольшими изменениями химического состава вошёл в число стандартных марок дюралюмина, который до сих пор известен и применяется как дюралюмин марки Д1. Хим. состав дюраля марки Д1: 91,6-95,4 % Al; 3,8-4,8 % Cu; 0,4-0,8 % Mg; 0,4-0,8 % Mn; до 0,7 % Si и Fe; до 0,3 % Zn; до 0,1 % Ni и Ti.
В некоторых литературных источниках можно прочесть, что в годы Великой Отечественной войны некоторые советские самолёты изготавливали из дюралюминия марки Д16. Но дело в том, что марка алюминиевого сплава Д16 появилась лишь к 1946 году как результат безлицензионного воспроизводства и освоения металлургической промышленностью Советского Союза технологии изготовления плит, листов и профилей американского сплава 2024 (хим. состав: 4 % C; 1,5 % Mg; 0,3 % Сг, основа — Al), составлявшего основу конструкции планера тяжёлого бомбардировщика Boeing B-29 Superfortress ("Суперкрепость"), для создания Ту-4.
В Великобритании в самолётах периода ВМВ применялся дюралюминий.
В США в начале 1920-х гг. по заказу Национального консультативного комитета по воздухоплаванию США (англ. National Advisory Committee for Aeronautics, сокращённо NACA) для использования в авиастроении был разработан материал альклед (англ. Alclad), представляющий собой твёрдый алюминиевый сплав, покрытый с обеих сторон для коррозионной защиты чистым алюминием.
На американских и британских ленд-лизовских самолётах наши лётчики также воевали в небе над Финляндией и над оккупированными финнами советскими территориями.
Таким образом, если и шёл авиационный "алюминий" со сбитых советских самолётов на изготовление ножен к финским ножам, то это вовсе и не был алюминий. Это были алюминиевые сплавы!
Наверное этим вопросом я ещё позанимаюсь более глубже, но мне кажется что в кустарно изготавливавшихся ножнах финских ножей был, всё же, именно листовой алюминий, а не алюминиевые сплавы (дюралюмины), которые сложнее обрабатывать. Тогда источник того алюминия вовсе и не сбитые советские самолёты. Я бы не отметал алюминиевую посуду...
Ну и немного финских ножей периода ВМВ с алюминиевыми ножнами