Аэросани «Зимний пулеметовоз» ЗП-1(1,2) и ЗП-2(3). Сведений о боевом применении не нашел. Предполагаю, что опытные разработки.
Хороший рассказ об этих аэросанях по адресу http://strangernn.livejournal.com/tag/снегоход
Спасибо formica за интересное дополнение к рассказу о аэросанях. Фото №2 особенно порадовало, потому что сомневался в реальности данного образца, так интересно доработанного немецкими солдатами из ремонтного подразделения. Думал что "трехлыжка" НКЛ-16 модель 1937-го года переделанная немцами - это современная компьютерная фальсификация.
Сначала подумал, что немцы взяли ветровые стекла от связного самолета Физлер"Шторьх" Fi156-C1-5. Посмотрел самолет и понял, что ветрвые стекла и облик переделанного корпуса советских аэросаней НКЛ-16/37 вещь в себе - оригинальная. Но как дизайн обогнал время и повторяется в облике вертолета Белл UH-1 «Ирокез» ! Bell UH-1 Iroquois(англ) — американский многоцелевой вертолёт фирмы Bell Helicopter Textron, также известный как «Хьюи» (Huey).
Фотографии самолета и вертолета публикую в рассказе, потому что аэросани их родственники.
Аэросани НКЛ-26 в летней «обуви». Июнь 1944 г.
Слышал, что на колесном ходу были большие проблемы с тормозами и скорость на колесах небольшая - аэромобиль не ехал. Летом не было простора, открытых ровных полей. Зимой аэросани использовались по поверхности замерзших озер и рек, а так же льду Финского залива на Ленинградском фронте - это была их основная область применения и на ЛЫЖАХ.
Ещё аэросани на колесах , в варианте аэромобиля применялись на полигонах, для отработки вооружения и испытаний кузова.
В период Великой Отечественной войны на вооружении Советской Армии находились транспортно-десантные аэросани НКЛ-16 и боевые — НКЛ-26, спроектированные под руководством Н. М. Андреева на Московском глиссерном заводе.
Под руководством доцента М.В.Веселовского в лаборатории было создано несколько семейств аэросаней: ГГАТ – «горьковский гражданский авиационный техникум», КМ – «красный металлист», РФ – «речной флот», НКЛ – «народный комиссариат по делам леса». Каждое семейство содержало различные модификации базовых вариантов, которые маркировались порядковыми номерами.
На фотографиях аэросани КМ-4. Транспортные, "штабные" и их конструктор основоположник нижегородской транспортной снеговедческой
школы М.В.Веселовский.
Упоминались в рассказе аэросани ОСГА, название которых расшифровывается - Отдел строительства глиссеров и аэросаней , который был преобразован в 1934-ом году в Лесосудмашстрой.
НАШИ САНИ - ЕДУТ САМИ. Немного юмора про аэросани. В Первой мировой войне русскими войсками они использовались в количестве 25-ти штук. Изображено на шарже удивление германцев.
На другом рисунке - жители сельской глубинки приведенные в трепет гарцующими на аэросанях красноармейцами.
Других веселых картинок не нашел.
На картине Роя Николдса изображена стилизация под АНТ-IV с некоторыми элементами НАТИ-IX. Спасибо formica ! Фотографии с очень довоенного слета, чтобы показать как сильно было развито аэросанное движение в Советском Союзе.
На фотографиях слет 1933 г. Слева направо: трое аэросаней АНТ, на которых прибыли в Москву выпускники ленинградского комбината, аэросани «Пермский авиатехник», аэросани Энгельской военной школы летчиков, различные полугусеничные автомобили.
Фото №3 - Известный полярник Р.Л. Самойлович на фоне аэросаней «Пермский авиатехник». 1933 г. (в белой малице и очках)
Да ! Вот ещё шведский уродец 1947-го года выполненный в одном экземпляре. Так что лучше БОЕВЫХ Советских аэросаней во время Второй Мировой войны не было и ни у кого. Сейчас в России производятся аэросани АС-2.
Шведская "Стрекоза" на фото - «Sländan». Бронированное чудовище было слабо управляемое, имело большие моменты инерции из-за большой массы. Спереди перед лыжами - отражатели снега.
Прошу уважаемого formica ещё раз опубликовать фотографии конструкторских разработок Гороховского и бронированных финских аэросаней .
Гороховский предлагал кроме аэросаней с закрытым внутри бронекорпуса воздушным винтом много других проектов.
Например - бронемотоцикл (можно использовать как снегоход) и броневик на воздушной подушке.
Финские умельцы придумали снегоход , с помощью которого буксируют двух вооруженных лыжников - на фотографии №2. За основу взят немецкий автомобиль Phanomobil модели 1912 года на фото №1.
Недостаток таких мотосаней - это то, что на них можно ездить только по плотному снегу. Достоинство такого варианта буксировки лыжников в том, что их не стукнет по голове пропеллером (воздушным винтом) аэросаней. В варианте буксировки лыжников на картине Роя Николдса у советских лыжников имеется возможность получить смертельную травму.