Ещё один броский экземпляр огнемётного бронетрактора представлен был в 1931 году в Бразилии. Взяв за основу шасси трактора Cartepillar Twenty Two, доктор Рейнальдо Рамос Салданья да Гама (Reynaldo Ramos de Saldanha da Gama) при поддержке Политехнической школы построил импровизированный огнеметный танк.
На фото перед окончательным изделием - конструктор (первый слева) и первый экипаж (они же строители) из курсантов Политехнической школы в 1931 году.
Трактор обшили противопульной броней, поставили огнемет, с очень слабой дальностью метания, (если судить по фото была опасность даже себя залить) и четыре 7-мм пулемета "Гочкис". Также были смонтированы 2 фары (спереди и сзади) для движения ночью.
На дальние расстояния танк перевозили на автомобильном прицепе
Экипаж состоял из 6 человек - 5 стрелков и водитель
Beach Armoured Recovery Vehicle — BARV конструкция, отдаленно напоминающую наброски да Винчи. Эта британская адаптация Sherman ARV Mk I была предназначена для действий на береговой линии, точнее в линии прибоя на глубине до 9 футов (2,7м). Более 50 таких машин были доставлены в Нормандию в D–Day и нашли применение в основном в качестве тягачей.
Все знают артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец", но почти ни кто не слышал о его предшественнике "Пионере"
Tягачи "Пионер", буксирующие 76-мм полковые пушки образца 1927 года. Парад на Красной площади. 7 ноября 1936 г.
Особое положение в Красной Армии начала 1930-х годов стала занимать зарождающаяся противотанковая артиллерия, представленная тогда 37-мм пушками образца 1930 года и 45-мм образца 1932 года. Ей требовалась высокая маневренность (не уступающая танкам) при смене позиций, зачастую под ружейно-пулеметным огнем противника. Здесь конная тяга, при всем уважении к ней тогда в Красной Армии, уже не годилась. Нужен был легкий малогабаритный гусеничный тягач, полностью отвечавший специфике его применения. Кроме того, массовое производство подобных машин для быстрого и полного насыщения противотанковых дивизионов и артиллерийских полков должно было быть под силу промышленности. Такими возможностями в те годы обладали автотракторные заводы и машиностроительные предприятия, строившие танкетки и легкие разведывательные танки. Очевидно, что столь необходимый армии тягач целесообразно было создавать на базе последних, с использованием хорошо освоенных в производстве узлов шасси и ходовой части, вполне подходивших для этой цели по своим техническим параметрам. Силовым агрегатом мог стать бензиновый четырехцилиндровый двигатель ГАЗ-А мощностью 40 л.с. (вместе с автомобильными сцеплением и коробкой передач), широко применявшийся практически на всех выпускавшихся тогда малых танках. Первый такой тягач, «Пионер», спроектировали в 1935 году в Научном автотракторном институте (НАТИ) под руководством А.С. Щеглова по образцу быстроходного американского трактора «Мармон-Херингтон» с автомобильным двигателем Форд V-8. Компоновку машины и его тягово-динамический расчет делал С.Н. Осипов, ведущим инженером по машине назначили Брусянцева. Силовой агрегат и трансмиссию с дифференциалом позаимствовали от находившегося в производстве плавающего танка Т-37А, от него же использовали пружино-балансирные тележки (по одной на борт) и гусеницы. Заднее направляющее колесо имело упругую подвеску и одновременно выполняло роль опорного катка (несущий ленивец). Машина была очень короткой и узкой. Масса ее составляла всего 1500 кг, скорость — до 50 км/ч. Водитель сидел посередине, прямо над коробкой передач, и был прикрыт спереди защитным кожухом. За ним по бортам находились шесть сидений, по три в ряд, установленных спинками внутрь, на которых боком, тесно, размещались бойцы орудийного расчета. Опытный образец был изготовлен в 1936 г. Тягач-транспортер был принят на вооружение и находился в серийном производстве на заводе № 37 им. Орджоникидзе в Москве с 1936 по 1937 гг. В 1936 г. были выпущены первые 50 машин, по другим сведениям — 25 шт. А 7 ноября того же года тягачи уже приняли участие в параде на Красной площади. В войсках они не прижились из-за неустойчивости при езде, особенно на поворотах, а также из-за низких тяговых свойств и малой вместимости. В ходе короткой эксплуатации выявилась необходимость в броневой защите водителя, двигателя, радиатора и бензобака от огня стрелкового оружия, так как тягач должен работать в непосредственной близости от противника — в зоне вероятного обстрела. Такую бронированную модификацию вскоре разработали и построили в НАТИ (конструктор Маринин) в двух вариантах: «Пионер Б1» (расчет сидит лицом друг к другу) и «Пионер Б2» (расчет сидит спинами друг к другу). Вскоре стало очевидно, что машина, в основе своей и без того не очень удачная, получилась еще хуже.
В 1938 г. на одном из вариантов трактора-транспортера испытывалась торсионная подвеска, разработанная специалистами ленинградского завода № 185.
ТТХ Экипаж 1 Масса в снаряжённом состоянии без груза, кг 1500 Двигатель ГАЗ-А, 4-цилиндровый, 50 л.с. Макс. скорость, км/ч 50 Число мест в кузове для сидения 6
Модернизация "Пионера" далее привели к созданию всем известного "Комсомольца"
С-51 - это советская самоходная артиллерийская установка созданная во время Великой Отечественной войны в 1943 году. Данная самоходка представляла из себя шасси танка КВ-1С с установленной 203-мм гаубицей.
Самоходка была довольно тяжёлой из-за орудия, масса С-51 составляла 49,7 тонн. Масса одной гаубицы от 17 до 19 тонн. Экипаж состоял из 9 человек. С-51 была оборудована V-образным 12-цилиндровым двигателем мощностью 600 лошадиных сил и могла развивать скорость по шоссе 32 км/ч. Также САУ могла перемещаться по бездорожью со скоростью 10-15 км/ч. Запас хода составлял от 110 до 200 км в зависимости от местности.
Вооружение С-51 была оснащена 203-мм гаубицей Б-4. Она могла использовать большое количество различных снарядов, в том числе и бетонобойные. В боекомплект входило 12 снарядов. Создавалась С-51 для уничтожения вражеских ДОТов и огневых точек. Из-за размера гаубицы, страдала скорость стрельбы, при хороших обстоятельствах она доходила до 1 выстрела в 2 минуты. С-51 была защищена спереди листами катанной брони толщиной 60 мм и имела некоторые углы наклона. Борта и корма корпуса также были защищены 60-мм бронёй.
Что-то похожее делали и немцы с трофейным французским танком Hotchkiss Н39 (Гочкис). На танк устанавливали 280-мм либо 320-мм реактивные снаряды (РС), что следует из названия танка в немецких документах - Panzerkampfwagen 35H(f) mit 28/32 cm Wurfrahmen.
Запуск реактивного снаряда с Н39 Гочкиса
Британцы тоже захотели и попытались сделать свой ракетный танк. К бортам среднего танка Cromwell они установили четыре направляющие для неуправляемых авиационных ракет.
Экспериментальный вариант был сделан только в 1946 году, когда уже такой подход морально устарел. Однако в самом конце войны, в марте 1945 года, британцы таки успели пострелять ракетами по немцам. На свои Шерманы, полученные от американских друзей, они установили те же самые ракеты RP-3, правда по одной ракете на борт.
Такой вот МТ-ЛБ катается по Приднестровью в составе российского контингента. У "мотолыги" вообще то есть собственная "голова", под обычный пулемет, а тут "вырастили" вторую, и с двумя "Утёсами", от БТР-60.
З.Ы. Интересен так же на заднем плане Т-34-85 в ремонте...
Ещё один экземпляр бронетракторостроения 30-х годов засвечен в Афганистане. Американский бронетрактор "Disston" - наш герой. Его фото в Национальном музее Афганистана, на данный момент закрытом.
Этот ультрадешевый танк был продуктом Великой депрессии США, а именно сталепрокатной компании "Disston" и производителя спецтехники "Caterpillar". Танк представляет собой трактор Caterpillar M35, покрытый листами производства Disston. Вооружение - 37-мм пушка M1916 и пулемет, с возможностью замены всего на любое другое. Однако скорость менее 10 км/ч превращала 6-тонный Дисстон в передвижную огневую точку, нежели в танк в полном смысле слова.
Тот самый трактор Caterpillar M35, основа бронетракторов.
В корпусе морской пехоты США числились даже 16 танков Disston, некоторые были переданы в Афганистан из отмененного китайского заказа. В 1935 году афганские военные купили девять танков Disston, а также три "бронекузова" без самих тракторов. Скорее всего, они должны были стать запасными частями или броней для тракторов Disston, уже имеющихся в стране.
Скорее всего, Дисстоны сразу после доставки в Афганистан, вооружение снято. 1930-ые.
В использовании Королевской афганской армии они оставались до 1950-х. Два из них до 1960-х годов использовались в качестве учебных и вспомогательных. Когда США вошли в Афганистан в 2001 году, на свалке были найдены два Disston. Первый еле идентифицировали, второй выглядел лучше - он на фото ниже.
В башне советская 37-мм автоматическая пушка 61-К.
На фото испытания чехословацкого опытного лёгкого танка F-IV-H; 1939-й год
Разработка лёгкого плавающего танка была начата чехословацкой машиностроительной фирмой CKD в 1937-го году, согласно технических требований, сформулированных годом ранее Генеральным штабом Чехословацкой армии и Военно-техническим институтом.
Опытный образец танка был изготовлен в 1938-м году. Танк имел сварной корпус, изготовленный из броневых листов толщиной 7-14 мм., вооружался двумя 7,92-мм пулемётами ZB vz.37, один из которых был установлен во вращающейся башне, а второй - в лобовом бронелисте в неподвижной пулемётной установке. Танк оснащался 4-цилиндровым бензиновым двигателем Praga F-IV мощностью 120 л.с. Экипаж танка состоял из трёх человек: командира, радиотелеграфиста и механика-водителя.
Ходовые испытания танка были начаты в начале 1939-го года и завершены уже при немцах - в августе того же года. В ходе испытаний танк развивал максимальную скорость на суше до 45 км/ч и на плаву до 7 км/ч, запас хода на суше составил до 200 км.
В 1940/1941-м гг. к проекту плавающего танка вновь вернулись - в рамках подготовки к операции по высадке немецких войск на Британские острова (операции Seelowe) и работы над танком F-IV-H были продолжены. В 1942-м году был изготовлен второй опытный экземпляр танка - F-IV-HII, имевший увеличенную башню, изменённую конструкцию поплавков, а также усовершенствованные системы охлаждения и выхлопа. Однако к моменту изготовления второго прототипа идея лёгкого плавающего танка уже была не актуальна, по этому работы над ним были прекращены.
Средний танк М2А1 (не путать с лёгким М2 «Стюарт») — американский танк периода Второй мировой войны. Является прямым предшественником танка М3 «Генерал Ли». Морально устарел ещё до начала серийного выпуска ввиду несовершенства конструкции корпуса и слабого вооружения. В боевых действиях никогда не участвовал, использовался в качестве учебного танка на территории США.
Вооружение: 37-мм пушка М6 в башне и 9 пулеметов 7,62-мм Browning М1919А4: один курсовой (с пушкой), два на лобовой броне, 2 зенитных закреплённых на башне, 4 в вертящихся спонсонах (2 смотрят вперед, 2 - назад).
Танк М2А1 был разработана в соответствии с устаревшей доктриной «Бронированная пехота». Танк шел со скоростью пехоты и мог защитить экипаж только от стрелкового оружия. А огромное количество пулеметов должны держать пехоту противника прижатой к земле, и свою - поддерживать.
Ну и ещё - М2А1 предназначался для траншейной войны. На корме танка устанавливались «пулеотражающие пластины». Идея их применения заключалась в том, что когда танк проезжал над вражеской траншеей, задние пулеметы стреляли по этим «дефлекторным пылеотражающим пластинам», и пули рикошетили прямо вниз - в траншею над которой ползёт танк.
Наступившая война показа бои нового типа и что нужно воюющим армиям. М2А1 сделали учебным (выше с дефлекторными пластинами фото учебного танка у которого в башне вместо пушки установлены два пулемёта) , вскоре появился М3 «Генерал Ли», ну а за ним М4 «Шерман» - рабочая лошадка армии США.
В результате сотрудничества изобретателя Джона Уолтерона Кристи и Управлением вооружений армии США появилась небольшая серия пулемётных колёсно-гусеничных танков на базе танка Кристи в концепции "огневого ежа". В крупную серию эти машины не пошли, но кое какие из них даже были приняты на вооружение армии США.
Танк Convertible Medium Tank T3E2
Танк Combat Car T4E1
Безбашенный танк Combat Car T4E2
Танк Convertible Medium Tank T4. Создан он был на базе Combat Car T4E1, но при этом имел отличия. Самое главное Medium Tank T4 стал единственным американским колёсно-гусеничным танком, официально принятым на вооружение армии США.
В продолжение бнетракторостроения... В начале 30-х годов в Советском Союзе начали разрабатывать новые самоходки, в том числе так называемые «САУ второго эшелона». Эти машины должны были сопровождать бронетехнику и издалека поддерживать свою пехоту огнем. Делать их планировалось на основе обычных тракторов. Один из проектов таких самоходок получил имя СУ-2 и создавался на основе трактора «Коммунар».
Машина была вооружена 76-миллиметровой дивизионной пушкой (образца 1902 года), которая устанавливалась на тумбовую установку кругового вращения. Правда, из-за особенностей конструкции стрелять назад по ходу движения орудие не могло.
На испытаниях осенью 1931 года самоходка показала скорость до 12 км/ч и хороший темп стрельбы. Однако в серийное производство СУ-2 все-таки не пошла. Одной из главных причин этого стало то, что самоходные орудия на танковых и специализированных шасси показали результаты еще лучше, поэтому советские конструкторы и переключились на них.
Перед началом ВМВ, страны не имевшие своего танкостроения чаще всего закупали танки за границей. Но с началом войны, в таких странах активизировались работы по созданию собственных машин с использованием опыта американского и британского танкостроения. На фото ниже представлены 3 проекта танков, которые по некоторым узлам и агрегатам, компоновке и внешнему виду схожи с американским танком M4 Sherman.
Канадский Ram II (в пулемётной башенке нет курсового пулемёта)
Австралийский AC 4 Sentinel, вооруженный 17-фунтовым орудием на испытаниях (отсутствует курсовой пулемёт и люк мехвода)
Аргентинский DL 43 Nahuel на показе 4 июля 1944 г.
В 1932 году на вооружение СССР поступил плавающий танк Т-37А, являясь в дальнейшем первым в мире серийно производившимся плавающим танком.
Одновременно с этим шла разработка другого более защищенного и вооружённого, а также плавающего танка, на основе БТ известного как ПТ-1.
Работы по созданию нового легкого плавающего танка велись в 1932 году на заводе №37 в Москве, под руководством конструктора Н. И. Астрова. На танке, получившем обозначение ПТ-1, предусматривалась колесно-гусеничная система передвижения. Для максимальной унификации с серийной бронетехникой, в конструкции ПТ-1 планировалось широкое использование основных узлы и агрегатов серийных легких танков БТ.
Опытный образец ПТ-1
Осенью 1932 года был построен опытный образец. Корпус имел необычную ступенчатую носовую часть, середина которого состояла из выгнутых листов, имевших двойной наклон (прототипом "щучьего носа"). Благодаря такой форме, танк имел хорошую остойчивость и небольшое сопротивление при движении по воде. Устанавливаемая на танке башня была аналогична с башней БТ-5. Бронирование равнялось 15 мм в лобовой проекции и 10 мм - в бортах. Вооружение состояло из 45-мм пушки 20К и четырех пулеметов ДТ (курсового в передней части корпуса, спаренного с пушкой, а также двух боковых по бортам башни защищённых кожухами).
Экипаж ПТ-1 насчитывал 4 человека: командира и заряжающего, располагающиеся в боевом отделении и механика-водителя и стрелка-радиста - в отделении управления. Ввиду неготовности 300-сильного дизельного двигателя ПГЕ, на танк установили авиационный двигатель М-17Ф мощностью 500 л.с. Конструкция ходовой части была во многом идентична танку БТ-5. По четыре опорных катка на борт с индивидуальной пружинной подвеской. При этом, при езде на колесном ходу, все катки являлись ведущими, а для управления первая и четвертая пара катков делались поворотными.
ПТ-1 в ходе испытаний колесного хода.
Двигаться по воде ПТ-1 должен был благодаря двум гребным винтам, находящимся в нижней кормовой части. Масса опытного образца составляло около 14 тонн. В результате испытания, длившихся до 1933 года, танк показал высокие скоростные характеристики, показатели которых не уступали легкому танку БТ-5. Однако, наблюдались проблемы с движением по воде, связанные с управлением машины.
Проанализировав результаты испытания конструкторами завода №37 был построен улучшенный вариант плавающего танка, получившего название ПТ-1А. От первого варианта ПТ-1А отличался немного удлиненным корпусом (появились съёмные поплавки на надгусеничных полках) с переработанной лобовой частью (исчез "щучий нос") и новой башней (убрали бортовые пулемёты).
Число гребневых винтов сократилось до одного. Масса выросла до примерно 15 тонн.
ПТ-1А на ходовых испытаниях
ПТ-1А в ходе испытаний движения по воде.
Хорошая оценка проекта приемной комиссией давало возможность скорейшего запуска нового плавающего танка в серийное производство. Однако большое количество выпускаемых танков БТ-5, к показателям которого был бы приравнен ПТ-1А делало его выпуск всё же нецелесообразным. А в качестве основного плавающего танка СССР являлся уже освоенный в производстве Т-37А. Два опытных плавающих танка были отправлены в Кубинку, а в ходе эвакуации осенью 1941 года их следы затерялись. https://zen.yandex.ru/media/id/5d4cfee8 00b080f9c1
Первые танки, появившиеся на полях сражений в 1916-м, должны были уметь прорывать линии укреплений и преодолевать широкие окопы. Поэтому они имели большую длину, из-за чего оказались тяжелыми и неповоротливыми. И тогда в 1917-м американская Pioneer Tractor Company из города Вайнона придумала, как уменьшить размеры и вес новых боевых машин. Она взяла небольшой корпус боевого отделения и поместила его между двумя рамами с гусеницами. Конструкция ходовой части танка представляла собой две гусеничные рамы скрепленные трубами, внутри которых монтировалось 9 опорных и 5 натяжных колес малого диаметра, 5 колес поддерживающих верхнюю ветвь гусеницы, переднее ведущее и заднее направляющее колесо. Таким техническим решением удалось решить сразу три проблемы: в значительной степени сэкономить массу, сократить площадь поражения и обеспечить защиты элементов ходовой части. Корпус танка также крепился на стальных трубах между рамами и для упрощения конструкции получил коробчатую форму. Сборка корпуса осуществлялась на болтах, заклепках и уголках, которыми крепились 12-мм броневые листы. Боевое отделение и отделение управления размещались спереди — здесь находились места для водителя, командира танка и пулеметчика. На крыше боевого отделения устанавливалась цилиндрическая башня с одним 7,62-мм пулеметом. В задней части корпуса располагалось два 4-цилиндровых бензиновых двигателя Beaver мощностью 50 л.с. каждый. Поскольку разместить узлы трансмиссии вместе с двигателем оказалось очень проблематично их вынесли в отдельную бронированную коробку, крепившуюся за корпусом напротив ведущих колес. Передача мощности осуществлялась через карданный вал защищенный бронированной трубой – так получился «Skeleton Tank» («Танк-скелет»).
Весила эта конструкция 9 с небольшим тонн – в 3 раза меньше, чем британские Mark IV или V. При этом по длине она им почти не уступала, лишь немного недотягивая до 8 метров, что позволяло «Танку-скелету» преодолевать препятствия не хуже, чем это делали английские машины. Однако испытания, организованные летом 1918-го, показали, что у новинки хватает недостатков. Например, она неудобна для экипажа, сложна в обслуживании и слабо вооружена, а тут и ПМВ закончилась.
В результате от серийного выпуска «Танка-скелета» отказались, а прототип долгое время оставался на хранении и был восстановлен лишь в начале XXI века.
На просторах Интернета недавно был засвечен вот такой экземпляр бронетракторостроения - польский самодельный танк "Кресовец" ("Пограничник"), сделанный в мастерских Львовского железнодорожного депо, и применявшийся в ноябре 1918 года когда вспыхнули ожесточенные бои между поляками и украинцами за г.Львов.
Танк был трехколесным, и был построен по проекту инженеров Вильгельма Люцки-Бирки и Витольда Аулиха. Предположительно его сделали на базе мотоплуга "Прага" К5 с четырехцилиндровым бензиновым двигателем мощностью 32 л. с.,
либо аналогичного мотоплуга "Прага Эксельсиора" с 40-сильным двигателем.
Такие мотоплуги выпускали в Чехии с 1913 года и до начала Первой Мировой войны успели сделать несколько десятков штук. Один из плугов купил какой-то прогрессивный польский помещик, чье имение находилось около Львова, и проникнувшись патриотическим рвением он передал мотоплуг польским повстанцам. Мотоплуг доставили в депо, находящееся под контролем поляков, и установили на нем бронекорпус, склепанный из листов стали толщиной 10 мм. В амбразуре лобового листа и в двух боковых спонсонах установили три немецких пулемета калибра 7.92 мм, обеспечивавших танку круговой обстрел, а на крыше смонтировали командирскую броневую башенку. Экипаж состоял из пяти человек: командира , механика-водителя и трех пулеметчиков.
Украинцы благодаря своей агентуре узнали о постройке поляками этого "Вундерваффе"и подготовились к его применению, перекопав траншеями львовские улицы, по которым проходила линия противостояния. Из-за трехколесной схемы мотоплуга, предназначавшегося для движения по пашне, даже полуметровая канава являлась для него непреодолимым препятствием. По этому "Кресовец" использовался в основном как передвижная пулеметная точка для огневой поддержки польской пехоты.
Наряду с привычными бронепоездами, передвигавшимися по рельсам, во время англо-бурской войны (1899-1902 гг.), англичане использовали "безрельсовые блиндированные поезда", способные передвигаться по обычным дорогам. В состав такого поезда входили бронированный тягач, три блиндированных повозки и два 150-мм орудия.
На тягаче был установлен паровой двухцилиндровый двигатель, мощностью около 60 лошадиных сил. Емкость для воды была порядка 1500 литров, а запас угля составлял около 800 кг. Ширина тягача составляла 2,75 м., а вес 22 т. Тягач был защищён со всех сторон стальными листами хромоникелевой стали толщиной 6,3 мм., которую не могли пробить пули даже с расстояния 6 м.
Для большей проходимости ширина ведущих колёс достигала 61 см. Колёса имели выступы высотой 5 см. для лучшего сцепления с грунтом. В особо труднопроходимых местах колёса снабжались съёмными шипами.
Блиндированная повозка также как и авто-тягач была обшита теми же стальными листами. Длина повозки была 4,5 м., ширина около 2 м., вес ровнялся 5 т., а грузоподъёмность составляла 6 т. Повозка имела сложную форму. Вначале, от пола, листы шли вертикально. Затем расходились под внешним углом. В этом месте повозка имела наибольшую ширину. Затем листы шли снова внутрь под углом 80 градусов, данные бронелисты имели возможность складываться во внутрь повозки. Такая конструкция была связана с тем, что внутри повозки размещалось орудие для перевозки.
Орудия в повозку грузились с помощью паровой лебёдки по специальным стальным желобам, которые затем снимались и укладывались вдоль стенок повозки с внешней стороны. Повозки соединялись с помощью специального дышла. Пара передних колёс повозки крепилась таким образом, что могла осуществлять даже самые крутые повороты. На повозках, как и на тягаче, были установлены мощные и надёжные тормоза, обеспечивавшие безопасность на крутых спусках. Максимальная крутизна подъёма составляла 10-15 градусов.
Уинстон Черчилль курировал и поддерживал несколько амбициозных военных проектов. К моменту создания этой мегалитической машины, она уже не отвечала современным военным требованиям. Но Черчилль был просто очарован этим проектом и оказывал ему всяческую поддержку. Дело в том, что эта огромная машина задумывалась для решения задач скорее Первой мировой. Но Вторая мировая война в корне отличалась от первой. Предполагалось, что, будучи полностью бронированной, эта машина должна была рыть траншеи, подбираясь как можно ближе к укреплениям противника, сметая при этом вражеские противопехотные заграждения. Таким образом, войска могли относительно безопасно продвинуться к линии обороны врага.
«Нелли» (она же «Белый Кролик») — это была крайне неповоротливая и тяжелая конструкция. Чего только стоит радиус ее разворота, который был около полутора километров. Управлять таким инженерным сооружением было крайне тяжело, экипаж находился в неимоверно тяжелых условиях. Причем в кабине не было вентиляции, а толстая броня нагревалась на солнце до ста градусов. Естественно, находиться в узкой металлической коробке было практически невозможно. Да и живучесть этой машины была под вопросом. Она двигалась крайне медленно и представляла лёгкую мишень не только для авиации, но и для артиллерии, не говоря уже о танках. Несмотря на упорство Черчилля, командованию всё-таки удалось убедить его в нецелесообразности проекта. В 1943 году работы по проекту "Нелли" были свернуты. Немного позже, сам Черчилль признавался, что очень ошибался на счёт проекта "Нелли". Более того, он даже заявлял, что если бы не его поддержка, то работы по созданию "Нелли" был бы свернуты значительно раньше. Он открыто заявлял, что вся ответственность в том, что были потрачены огромные деньги и ресурсы, лежит целиком на нем. https://military.pravda.ru/1409158-nelly/