1

Тема: Катастрофотворчество как способ психологической сублимации

Коллеги, в последние годы не раз приходил в голову вопрос: почему на той стороне океана так любят глобальные ужастики, выраженные в творчестве?

Возьмём киноиндустрию. Один из самых востребованных жанров- фильмы-катастрофы. Америку завоевали. Америку поработили. На Америку упал метеорит. Америку истребил вирус.

Причём по странному совпадению - чем мощнее силовое влияние Америки в мире, тем больше таких фильмов снимается. Хрестоматийный, ещё давний  пример такого щекотания нервов - фильм "Америка" восемьдесят какого-то года.

Вообще, как мне кажется в национальной влюблённости в фильмы-катастрофы две главных причины.

1. Потребность в сильных эмоциях, отсутствующая в реальной жизни.

2. Создание собственного псевдообраза жертвы, который помогает бороться с собственной настоящей сущностью хищника.

Или я не прав?

2

Re: Катастрофотворчество как способ психологической сублимации

Позволю себе вновь задействовать годность от Варяга:

Varyag74 пишет:

Годная статья о манипуляции сознанием - http://www.compromat.ru/page_16233.htm

Немножко не доработано в плане фильмов катастроф, но можно самому это все дорихтовать:

Компромат.Ru пишет:

Создание угрозы
...Эта технология давно и успешно используется западной пропагандой. Если раньше в качестве пугала для благополучного западного обывателя выступала «советская угроза» - тамошняя пропаганда и масс-культура красочно изображали страшных бородатых русских с красными звездами на шапках-ушанках, хлебающих водку прямо из горла, - то сейчас эта роль возложена на опять таки бородатых «исламских террористов» в чалмах. Меняются времена и люди, но пропагандистская технология «создания глобальной угрозы» остается неизменной. Она - важное средство сплочения обывателей вокруг власти. До смерти запуганный очередным «врагом всего цивилизованного мира», народ начинает, подобно маленькой собачонке, жаться к сапогам своих правителей - помилуйте нас, грешных, и спасите... Поэтому под прикрытием очередной страшной угрозы (будь-то бородатый Усама Бен-Ладен, антиглобалисты или летящий в космосе астероид, грозящий столкнуться с Землей) власть имущим очень удобно обделывать свои дела и отвлекать внимание общественности от актуальных политических проблем. Виртуальный мир (например, война в Чечне или Афганистане), созданный СМИ, становится обывателю гораздо ближе и важнее, чем безработица или коррупция правящей верхушки в собственной стране. В этом данная технология созвучна с пропагандистским приемом Отвлечения внимания. Создание угрозы - одно из самых сильных средств манипуляции сознанием и отвлечения внимания общественности от махинаций верхушки.

«Переориентирование агрессии - это самый простой и самый надежный способ обезвредить ее. Она довольствуется эрзац-объектами легче, чем большинство других инстинктов, и находит в них полное удовлетворение» (Конрад Лоренц, «Агрессия»)

Еще это - эффективное средство аккумулировать негативную энергию общественного недовольства и переключать ее на «безопасные» или выгодные цели. В социальной психологии метаморфозы подобного рода нередко обозначаются как «поиск козла отпущения».

Полный текст по ссылке выше.

3

Re: Катастрофотворчество как способ психологической сублимации

lesnik пишет:

Один из самых востребованных жанров- фильмы-катастрофы. Америку завоевали. Америку поработили. На Америку упал метеорит. Америку истребил вирус.

Но в конце Америка всех победила и всех спасла. На это обратите внимание.

4

Re: Катастрофотворчество как способ психологической сублимации

Характерно, что в нашем кинематографе (по крайней мере пока Бондарчук-младший не вырос)  таких военно-фантастических садомазоидей никогда не было. Просто реальной истории всегда хватало.

5

Re: Катастрофотворчество как способ психологической сублимации

Varyag74 пишет:

Америка всех победила и всех спасла.

Брюс Уиллис))