Кинооператор киногруппы 4-го Украинского фронта капитан 3 ранга Владислав Владиславович Микоша (1909 — 2004) из района форта Южная Балаклава на горе Аскетис снимает боевые действия советских войск по освобождению Севастополя. Для киносъемки используется камера с длиннофокусным объективом. Съемки Владислава Микоши вошли в фильм Центральной студии документальных фильмов «Битва за Севастополь».
Сын штурмана дальнего плавания Владислав Микоша, мечтавший о морях, не был принят в мореходное училище и стал работать в родном Саратове учеником киномеханика. В 1934 году окончил операторский факультет Государственного института кинематографии, работал оператором Всесоюзной кинофабрики кинохроники СОЮЗКИНО «Союзкинохроника» в Москве, Владивостоке, Саратове, Сталинграде, фоторепортером редакции газеты «Известия».
С началом Великой Отечественной войны — кинооператор Главного Политического управления РКВМФ (с прикреплением к Центральной студии кинохроники), спецкор газеты «Правда» и ряда других газет, снимал в составе фронтовых киногрупп Черноморского флота, 4-го Украинского, 2-го Белорусского, 2-го Дальневосточного фронтов. Только один перечень медалей кинооператора свидетельствует о фронтовой географии его работы: «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За оборону Советского Заполярья», «За освобождение Варшавы», «За победу над Японией».
За съемки, вошедшие в фильм «Черноморцы», стал лауреатом Сталинской премии второй степени, был награжден орденом Красного Знамени.
Из книги Микоша В.В. С киноаппаратом в бою. — М.: Молодая гвардия, 1964.: Недавно, перед новым наступлением на Керчь, я обзавелся длиннофокусным объективом. Эта огромная труба напоминала крупнокалиберный миномет и часто вызывала на себя огонь. Замаскировавшись в крепости над Балаклавой, мы вели съемки, наблюдения за городом, за Сапун-горой. Вся местность, занятая врагом, была у нас перед глазами. Это позволяло снимать не только эпизоды воздушных боев, но и сухопутные и танковые атаки, обработку немецких позиций «катюшами»… Балаклава наша! Еще один шаг на пути к Севастополю. Мы нашли на вершине горы удобную точку в немецком минометном гнезде. В видоискатель моего аппарата хорошо… Читать далее »
Из книги Микоша В.В. С киноаппаратом в бою. — М.: Молодая гвардия, 1964.: Недавно, перед новым наступлением на Керчь, я обзавелся длиннофокусным объективом. Эта огромная труба напоминала крупнокалиберный миномет и часто вызывала на себя огонь. Замаскировавшись в крепости над Балаклавой, мы вели съемки, наблюдения за городом, за Сапун-горой. Вся местность, занятая врагом, была у нас перед глазами. Это позволяло снимать не только эпизоды воздушных боев, но и сухопутные и танковые атаки, обработку немецких позиций «катюшами»… Балаклава наша! Еще один шаг на пути к Севастополю. Мы нашли на вершине горы удобную точку в немецком минометном гнезде. В видоискатель моего аппарата хорошо… Читать далее »