Командир самолета Ли-2 12-го гвардейского авиационного полка дальнего действия гвардии старший лейтенант Авак Джавадович Манучаров (1915 г.р.) с сослуживцами у своей машины.
Авак Манучаров — пилот гражданской авиации, на фронтах ВОВ с июля 1941 года в составе 13-й особой Белорусской авиационной группы. С 1 июля 1941 года по 13 января 1942 года произвел 333 рейса, с налетом 427 часов. Перевез: раненых – 229 человек, пассажиров – 5 человек, груза 6030 кг. С января по май 1942 года А.Д. Манучаров на самолете С-2 выполнял специальные задания в составе Особой Прибалтийской авиационной группы, летая в немецкий тыл в расположение партизанских отрядов. В июле 1942 года Манучаров в Летном центре Гражданского Воздушного Флота освоил самолет ПС-84 (с сентября 1942 — Ли-2). Лейтенант Манучаров состоял в должности командира корабля ЛИ-2 2-го авиационного полка 1-й Транспортной авиационной дивизии 16-й Воздушной Армии. Дивизия действовала на Центральном и Западном фронтах. А. Д. Манучаров к 31 марта 1943 года, выполняя боевые задачи, налетал 804 часа, совершил 379 вылетов. Командир 1-й авиатранспортной дивизии, генерал-майор авиации Казьмин в наградном листе писал: «…Тов. Манучаров, работая на Центральном фронте, показал себя мужественным патриотом своей Родины. Он, выполняя боевые задания при активном действии авиации противника и не считаясь с условиями погоды, все задания выполнял точно. Сумел правильно организовать работу всего экипажа, совершал по 4 вылета в день. На Центральном фронте совершил 54 вылета, перевез 57500 кг боеприпасов и горючего, вывез 497 человек раненых бойцов и командиров». Приказом Командующего ВВС Красной Армии Маршала авиации Новикова 21 апреля 1943 года лейтенант А.Д. Манучаров награжден орденом Красной Звезды. С сентября 1943 года гвардии лейтенант Манучаров служил в 12-м гвардейском бомбардировочном авиационном полку 12-й авиационной дивизии дальнего действия, входившей в состав 7-го авиационного корпуса. За время боевой работы на Ленинградском фронте он совершил 22 ночных вылета на бомбардировку объектов в районе столицы Финляндии города Хельсинки, 16 вылетов по бомбардировке переднего края обороны противника, в ночь с 26-го на 27-е февраля 1944 года совершил три боевых ночных вылета на бомбардировку промышленных центров и Хельсинки. Неоднократно он вылетал на спецзадания в район дислокации партизан Ленинградского фронта. Все задания выполнил успешно. Командир полка гвардии подполковник Богданов 28 февраля 1944 года, в представлении летчика Манучарова к высокой Правительственной награде – ордену Красного Знамени, отметил его хорошую технику пилотирования, знание материальной части самолета ЛИ-2, моторов типа М-62-ИР и грамотную их эксплуатацию.
После награждения 29 февраля 1944 года гвардии лейтенанта Манучарова орденом Красного Знамени, до конца войны он совершил еще 44 боевых вылетов на бомбардирование и освещение вражеских целей, в том числе на дальние цели: Инстербург, Данциг, Зеелов, Фюрстенвальде. 8 июня 1945 года Военным Советом 18-й Воздушной Армии гвардии старший лейтенант Манучаров награжден за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками вторым орденом Красного Знамени.
За годы войны А. Д. Манучаров совершил 140 ночных и 450 дневных вылетов. Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды и медалями: «Партизану Отечественной войны 2 степени», «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией».
Вячеслав Павлович Петров на Советские моряки играют на музыкальных инструментах: 1939 год. На линкоре "Марат" в период с 1928 по 1943 год краснофлотцы осили свою персональную ленточку с надписью "Марат"....
Написать комментарий