Американские авиатехники подвешивают бомбу на первый в мире беспилотный летательный аппарат ударного назначения TDR-1 на острове Мбаника (Mbanika).
Интерстейт TDR-1 (Interstate TDR-1) — первый в мире БПЛА ударного назначения, если не считать немецкую крылатую ракету ФАУ-1 (V-1). Применялся ограниченно в боевых действиях на Тихом Океане в 1944 году, продемонстрировав сравнительно успешные результаты. Тем не менее, программа была закрыта в том же году в связи с рядом выявившихся задержек, технических сложностей и недостаточными характеристиками беспилотных самолётов.
Идея о беспилотном бомбардировщике и торпедоносце с дистанционным управлением возникла в 1936 году у лейтенант-коммандера ВМФ США Делмера Фарни (Delmеr Stater Fahrney; 23.10.1893 — 12.09.1984). Но из-за ограничений в технологиях данная программа вооружений имела малый приоритет. Однако к началу 40-х появилось необходимое для воплощения проекта в жизнь оборудование: компактная по тем временам телекамера весом 44 кг со скоростью съемки 40 кадров в секунду и радиовысотомер. В январе 1942 года, программа разработки беспилотного самолёта получила высший приоритет и кодовое обозначение «Variant». Целью её было создание дешевого и пригодного для массового производства беспилотного бомбардировщика-торпедоносца, который можно было бы использовать для атаки на японские корабли.
Испытания системы телеуправления были проведены в апреле 1942 года, в заливе Наррагансетт (Narragansett Bay). Управляемый дистанционно с борта самолёта, летевшего на удалении в 50 км , беспилотный торпедоносец успешно вышел в атаку на изображавший цель эсминец «Уорд» (USS Ward). Хотя эсминец активно маневрировал, телевизионная камера позволила оператору навести торпедоносец достаточно точно, и сброшенная торпеда прошла под самым килем эсминца. В качестве самолета управления использовался торпедоносец TBF «Авенджер». Успешные испытания произвели впечатление на командование ВМС США, и первоначальный план производствоа предусматривал формирование 18 эскадрилий БПЛА, т.е. 1000 дронов и 162 самолетов управления, но в итоге планы были сильно сокращены, и фирма Interset получила заказ на 300 серийных экземпляров. Аппарат также испытывался в ВВС США под обозначением XBQ-4, но по итогам испытаний ВВС отказались от заказа.
Планер БПЛА представлял из себя низкоплан, приводившийся в движение двумя двигателями Lycoming O-435, мощностью в 220 л.с. каждый. Конструкция была максимально дешевой и технологичной — фюзеляж собирался из фанеры, каркас был собран из труб, предназначавшихся для производства велосипедов. Дешевизна предопределила низкие лётные характеристики — скорость машины на испытаниях не превысила 225 км/ч, а дальность — 685 км. Вооружение состояло из 2000-фунтовой бомбы или такой же по массе торпеды. Управление осуществлялось по радио с борта следующего за дронами самолета управления. Оператор с помощью дисковидного экрана видел изображение, передаваемое телекамерой машины. Для контроля направления и угла использовался джойстик. Высота полёта задавалась дистанционно с помощью наборного диска, как и сброс шасси и отстрел торпеды. Для обучения пилотов, и для перегона машины с аэродрома на аэродром была предусмотрена небольшая открытая кабина с минимальным набором приборов управления. Во время беспилотного полета, кабину закрывали обтекателем. Камера в носу, также закрывалась прозрачным обтекателем.
В 1943 году началась подготовка авиагруппы специального назначения (Special Task Air Group; STAG-1). В ходе подготовки операторов БПЛА отрабатывались взлеты как с авианосцев, так и с обычных аэродромов. Так же выяснилось, что прицельное бомбометание на практике не выполнимо. Поэтому было решено, что для упрощения и без того затянувшейся программы разработки и обучения, лётчики будут атаковать цели только торпедами либо таранным ударом аппарата в пикировании.
Первый боевой вылет авиагруппа специального назначения осуществила 27 сентября 1944 года, к тому моменту командование ВМФ уже приняло решение о закрытии программы TDR-1, однако дало разрешение на проведение испытаний в боевых условиях, которые продлились месяц, к этому времени было выпущено 189 экземпляров TDR-1. С 27 сентября по 26 октября 1944 экипажи группы STAG-1 провели ряд успешных атак беспилотными самолётами на японские объекты — в основном, позиции японских зенитных батарей на Бугенвилле, в Рабауле и на острове Новая Ирландия. Наиболее успешными были две последние атаки на Новую Ирландию, полностью уничтожившие стратегический маяк на мысе Святого Георгия. Всего в этих атаках было израсходовано 50 БПЛА, из которых 31 успешно поразили цели, ещё 3 разбились по техническим причинам, потерь среди экипажей не было.
Все-таки «Мистель» это комплекс из истребителя-носителя и бомбардировщика, летящих в жесткой сцепке, только перед целью пилот носителя устанавливал угол пикирования у бомбардировщика и отделялся, бомбардировщик же после этого приближался к цели в неуправляемом режиме т.е. фактически это не БПЛА.
Была советская разработка на базе ТБ-1 — телемеханический самолет, это БПЛА, но без камеры и возможности управления за пределами видимости. Серийно не производился, хотя один боевой вылет совершил, правда неудачный.
> Интерстейт TDR-1 (Interstate TDR-1) — первый в мире БПЛА ударного назначения, если не считать немецкую крылатую ракету ФАУ-1 (V-1)
Ещё, думаю, в качестве ударного БПЛА (точнее, дрона-камикадзе) можно рассматривать немецкие Мистели (Mistel)
Все-таки «Мистель» это комплекс из истребителя-носителя и бомбардировщика, летящих в жесткой сцепке, только перед целью пилот носителя устанавливал угол пикирования у бомбардировщика и отделялся, бомбардировщик же после этого приближался к цели в неуправляемом режиме т.е. фактически это не БПЛА.
Была советская разработка на базе ТБ-1 — телемеханический самолет, это БПЛА, но без камеры и возможности управления за пределами видимости. Серийно не производился, хотя один боевой вылет совершил, правда неудачный.