Лайнер «Вильгельм Густлофф» («Wilhelm Gustloff») в Гамбурге.
Во время войны недолго был госпитальным судном, затем стал плавучей казармой для школы подводников. Был приписан к ВМС Германии, нес на борту вооружение для борьбы с воздушными и надводными целями.
Корабль знаменит как объект атаки советской подводной лодки С-13 под командованием Александра Маринеско 30 января 1945 года. «Вильгельм Густлофф» затонул, погибли, по максимальным оценкам, 9985 человек.
Согалсен с Blue Fox, в те времена, при ведении тотальных, боевых действий на море, особо не было в правилах всплывать, подходить к судну под вражеским флагом, запрашивать судовые документы и корабль с грузом для досмотра. Доходило до того, что топили даже госпитальные суда с соответствующими опознавательными знаками, что соответственно не есть хорошо. (о времена, о нравы)
Alex GM: Согалсен с Blue Fox, в те времена, при ведении тотальных, боевых действий на море, особо не было в правилах всплывать, подходить к судну под вражеским флагом, запрашивать судовые документы и корабль с грузом для досмотра.
В случае с Маринеско и «Густлоффом» ситуация несколько иная была. Во-первых, шла эвакуация немецких войск из Кёнигсберга на всём, что держалось наплаву, во-вторых, «Густлофф» шёл в составе небольшого, но охраняемого конвоя.
Читал, в 60-х или 70-х годах, родственники жертв с «Густлова» подали иск в суд о признании той атаки военным преступлением, требованием компенсаций и т.д.. Суд (тогда ещё Западной Германии) признал атаку законной, в иске отказал.
Прочитал всё по ссыле vovan. И, если честно, автор этой статьи (российский военный историк, кандидат исторических наук, полковник) меня не много удивил своим умозаключениями. Например “утоплен крупный пассажирский лайнер не имевший, сам по себе, ни боевого значения, ни военных грузов”. Не понятно, что автор имел ввиду. Что корабль, водоизмещением в 25,5 тыс.тонн, способный за один рейс взять как минимум половину личного состава дивизии не имел боевого значения? Или, что отсуствие военных грузов обесценивает этот достаточно быстроходный и вместительный корабль? Неужели если бы “Густлоф” не был потоплен во время этого “незначительного” похода, в дальнейшем его бы неиспользовали, например для эвакуации боевых… Читать далее »
Из «ушей» на советских ПЛ времён войны был лишь гидрофон. Акустик по шуму винтов мог определить лишь примерный тоннаж корабля. Откуда Маринеско знать, что он атакует: лайнер или обычный сухогруз? Да и ночью дело было…Так что все эти обвинения его в преступлении ничто иное как попытка отвлечь внимание от своих. А на «Густлофе» помимо прочих находились чины оккупационной администрации Белоруссии, Прибалтики и Польши со своими семьями. Вот откуда и разговоры об «убийстве гражданских лиц».
D2: Читал, в 60-х или 70-х годах, родственники жертв с «Густлова» подали иск в суд о признании той атаки военным преступлением, требованием компенсаций и т.д.. Суд (тогда ещё Западной Германии) признал атаку законной, в иске отказал.
Похожий случай с нашей «Арменией» и число жертв сопоставимое, хоть шла и с опознавательными знаками Красного Креста, но вооруженная зенитками и в составе вооруженного конвоя — законная военная цель. СССР вроде иск не подавал.
Красивый корабль. Жаль нацисты его угробили.
Угробил экипаж С-13.
Я имею ввиду, решение немцев о использовании его для военных перевозок.
Для Маринеско это уже была просто цель, без сантиментов, с чем я полностью согласен.
Согалсен с Blue Fox, в те времена, при ведении тотальных, боевых действий на море, особо не было в правилах всплывать, подходить к судну под вражеским флагом, запрашивать судовые документы и корабль с грузом для досмотра. Доходило до того, что топили даже госпитальные суда с соответствующими опознавательными знаками, что соответственно не есть хорошо. (о времена, о нравы)
В темноте, перед торпедной атакой, Маринеско принял его за плавучий док.
В случае с Маринеско и «Густлоффом» ситуация несколько иная была. Во-первых, шла эвакуация немецких войск из Кёнигсберга на всём, что держалось наплаву, во-вторых, «Густлофф» шёл в составе небольшого, но охраняемого конвоя.
Читал, в 60-х или 70-х годах, родственники жертв с «Густлова» подали иск в суд о признании той атаки военным преступлением, требованием компенсаций и т.д.. Суд (тогда ещё Западной Германии) признал атаку законной, в иске отказал.
Как вы представляете себе иск немцев в 70-е по отношению к Советскому Союзу !? Такого просто не могло быть. :)
«Густлофф» шёл в составе небольшого, но охраняемого конвоя.
«Блажен , кто верует…»
http://brummel.borda.ru/?1-10-0-00000013-000-0-0-1158843490
Прочитал всё по ссыле vovan. И, если честно, автор этой статьи (российский военный историк, кандидат исторических наук, полковник) меня не много удивил своим умозаключениями. Например “утоплен крупный пассажирский лайнер не имевший, сам по себе, ни боевого значения, ни военных грузов”. Не понятно, что автор имел ввиду. Что корабль, водоизмещением в 25,5 тыс.тонн, способный за один рейс взять как минимум половину личного состава дивизии не имел боевого значения? Или, что отсуствие военных грузов обесценивает этот достаточно быстроходный и вместительный корабль? Неужели если бы “Густлоф” не был потоплен во время этого “незначительного” похода, в дальнейшем его бы неиспользовали, например для эвакуации боевых… Читать далее »
Глубокоуважаемый vovan, я с большим интересом прочитал всё в Вашей ссылке. Спасибо.
Из «ушей» на советских ПЛ времён войны был лишь гидрофон. Акустик по шуму винтов мог определить лишь примерный тоннаж корабля. Откуда Маринеско знать, что он атакует: лайнер или обычный сухогруз? Да и ночью дело было…Так что все эти обвинения его в преступлении ничто иное как попытка отвлечь внимание от своих. А на «Густлофе» помимо прочих находились чины оккупационной администрации Белоруссии, Прибалтики и Польши со своими семьями. Вот откуда и разговоры об «убийстве гражданских лиц».
Похожий случай с нашей «Арменией» и число жертв сопоставимое, хоть шла и с опознавательными знаками Красного Креста, но вооруженная зенитками и в составе вооруженного конвоя — законная военная цель. СССР вроде иск не подавал.