Пилот 7-го Краснознаменного истребительного авиаполка младший лейтенант Алибек Газимович Слонов (г.р. 1918, слева) и командир эскадрильи старший лейтенант Николай Иванович Свитенко (1913-2007) на аэродроме после боевого вылета.
В августе 1941 года при штурмовке колонны противника в районе Губаницы – Клопицы огнем зениток был подбит самолет И-153 командира эскадрильи Николая Свитенко. Летчик произвел вынужденную посадку на аэродроме, занятом противником. «Я не заметил, что мой ведомый висит надо мной, выискивая возможность сделать посадку. Я поднял кулак и приказал знаком уходить, но 237 не уходил. Алибек Слонов искал место под посадку. Тем временем, вражеские войска приближались. Но Алибек все же нашел узкую полоску на изрытой земле и пошел на посадку, выруливая навстречу», — вспоминал позже Свитенко.
По приземлении Слонов показал ему на крыло. Командир эскадрильи Свитенко запрыгнул на плоскость крыла и ухватился за расчалки.
Из воспоминаний маршала авиации, дважды Героя Советского союза Александра Новикова:
«То, что произошло дальше, никогда не знала мировая авиация. Отжав газ, Алибек повел машину в воздух. «Чайка» припадала то на одну плоскость, то на другую. Так, они дотянули до Приморского плацдарма… Полет продолжался четверть часа. Алибеку трудно было вести машину, удерживая ее по горизонту. Трудно было и Свитенко, с которого ветер сорвал шлем, и холодная струя воздуха сковала морозом голову и руки. Еще секунды – и земля. Наконец дробно застучали колеса о сухой грунт, машину сильно встряхнул, и мотор тут же заглох. Свитенко с трудом разжал затекшие пальцы и свалился на землю. Слонов выскочил из кабины и успел подхватить командира на руки. По полю бежали люди в морской форме. Это были свои. И Алибек, поддерживая старшего лейтенанта, сказал: — Все в порядке, Батя, мы у своих. Свитенко негнущимися пальцами благодарно пожал руку боевому товарищу. Только сейчас он понял: то, что совершил Алибек, 23-летний парень из Осетии, по плечу не каждому опытному летчику, закаленному воздушному бойцу. Николай Иванович так и сказал мне при встрече о своем ведомом. Я спросил, решился бы он сам на такой подвиг. Свитенко несколько удивленно ответил: «А как же, товарищ командующий! Алибек не только мой боевой товарищ, но и друг. Эта история облетела весь мир».
За этот подвиг Алибек Слонов был награжден орденом Ленина, чуть позже, награжден орденом Красной Звезды.
Написать комментарий