Альпинистка Александра Ивановна Пригожева (1920-1942) во время маскировки шпиля Адмиралтейства в Ленинграде. На 72-метровый шпиль был надет брезентовый чехол весом 500 кг. А.И. Пригожева умерла в Ленинграде от голода 1 марта 1942 г.
Из воспоминаний Ольги Афанасьевны Фирсовой, принимавшей участие в маскировке шпилей и куполов Ленинграда в одной бригаде с Александрой Пригожевой, Алоизием Зембу и Михаилом Бобровым:
«Шпиль Адмиралтейства надо было накрыть чехлом. Но как поднять его, весом в полтонны, на такую высоту? На помощь пришел летчик подразделения аэростатов Владимир Судаков. На небольшом шаре он подлетел к верхушке иглы и закрепил там блок с веревкой. По ней поднялись Михаил и Алоизий. Они закрепили там еще один блок для подъема чехла, а также накрыли мешком фрегат, шар и корону, украшающие острие шпиля.
Перед Олей и Алей стояла другая задача — подняться наверх и, сидя на тонкой дощечке, сшить полотнища свернутого валиком чехла.
— Маскировка для шпиля была похожа на женскую юбку-клеш, но с одним швом, — рассказывала Ольга Афанасьевна. — Концы надо было соединить стежками, и обвязать, чтобы ветер не трепал парусину.
На следующий день, с трудом добившись разрешения в Большом доме на Литейном проспекте, мы с Фирсовой в сопровождении курсанта ВМФ полезли по лесам наверх.
— Мы с Алей шили по очереди, — вспоминала она. — Дико кружилась голова, дрожали от напряжения руки, судорогой сводило пальцы. И мешал постоянный ветер.
Мы тоже чувствовали его порывы, хотя внизу ветра почти не было, день стоял жаркий, почти под 30. А на самом верху просто штормило.
Как же бедные девчонки умудрялись, балансируя на тоненькой дощечке, сшивать грубый брезент? Да еще под обстрелом — их засекли немецкие наблюдатели. На Адмиралтейство было сброшено 26 фугасных бомб и выпущено 58 снарядов.
— Однажды из облаков вынырнул немецкий самолет, — продолжала Фирсова. — Увидев меня на шпиле, летчик дал очередь. Пули пробили кровлю, маскировочный чехол. В меня не попали. Повезло.
Она показала нам вмятины от пуль на шпиле. Некоторые из них уже заделали реставраторы. На самом верху ширина шпиля — сантиметров 10, за ним не спрячешься.
Всего надо было укрыть 25 ярких шпилей и куполов. К тому же от ветра и дождя, мороза, от осколков, пуль и бомб маскировочные чехлы часто рвались, осыпалась защитная краска. Но благодаря маскировке немцы «потеряли» свои артиллерийские «привязки».
Спасибо за фото! Самоотверженные были люди и нужное дело делали. Как минимум при пасмурной погоде чехлы играли свою роль, затрудняя обнаружение их как ориентиров.
Спасибо за фото! Самоотверженные были люди и нужное дело делали. Как минимум при пасмурной погоде чехлы играли свою роль, затрудняя обнаружение их как ориентиров.