Голландский эсминец «Исаак Свирс» (Hr.Ms. Isaac Sweers, G83), класс «Герард Калленбюрг» (Gerard Callenburghklasse), в плавании в Атлантическом океане.
Заложен 26 ноября 1938 г. на верфи «Конинклейке Матсхаппей Де Схелде» (Koninklijke Maatschappij De Schelde) во Флиссингене (Vlissingen). Спущен на воду 16 марта 1940 г. Крестной матерью эсминца была Йоханна ван ден Аренд-Керс (Johanna van den Arend-Keers), супруга лёйтенанта-тер-зе Хенри ван ден Аренда (Henry van den Arend), осуществлявшего надзор за строительством эсминцев в Нидерландах. С началом голландской кампании Вермахта недостроенный корабль был уведен в Британию, где он был введен в строй 29 мая 1941 г.
Для своего времени корабль имел сверхсовременную конструкцию. В мае 1940 г. оригиналы чертежей были вывезены в Британию. Королевский ВМФ Великобритании изучил конструкторские решения голландцев и внедрил их на своих кораблях.
В числе прочего вооружение эсминца выделялось двумя стабилизированными зенитными установками фирмы «Хаземейер» (Hazemeyer), установленными на башне В на баке и зенитной платформе между двумя торпедными аппаратами в центральной части корпуса. Лафет «Хаземейер» был разработан для сдвоенного 40-мм орудия «Бофорс» (Bofors). Зенитная установка отличалась высокой точностью, достигавшейся благодаря полной стабилизации лафета, наличию собственной системы управления огнем и первого голландского артиллерийского радара.
До мая 1940 г. достройкой нескольких эсминцев на верфи Флиссингена ведал Арнолд Колдевейн (Arnold Koldewijn). Колдевейн ожидал нападения Германии на Нидерланды, и, чтобы не допустить попадания эсминца «Исаак Свирс» в руки немцев, он подыскал буксир для эвакуации корабля. «Исаак Свирс» уже был спущен на воду, но еще не имел работающей силовой установки. 10 мая 1940 г., в день нападения Германии, буксир «Зварте Зе» (Zwarte Zee) доставил эсминец на рейд «Даунс» (Downs) на юго-восточном побережье Англии. Оттуда 12 мая корабль был отбуксирован в Портсмут (Portsmouth) под командованием офицера Морской пароходной службы (Marine Stoomvaartdienst, MSD) 2-го класса. В.Х. бароном ван Лавиком (V.H. baron van Lawick), которому был поручен надзор за окончанием достройки «Исаака Свирса». Достройка на верфи «Джон Ай. Торникрофт Докъярд» (John I. Thornycroft Dockyard) в Саутгемптоне (Southampton) заняла еще год. Окончательное вооружение включало три спаренные 102-мм артиллерийские установки (QF 4 inch Mk XVI gun) и две зенитные 40-мм установки «Бофорс» (56 Bofors No. 3 AA gun), вместо предусмотренных первоначальной конструкцией пяти 120-мм орудий. Колдевейн остался в Нидерландах и 9 мая отправился в Роттердам (Rotterdam). Там он снял номер в отеле «Сентрал» (Hotel Centraal), где спустя несколько часов его застала война.
29 мая 1941 г. командование кораблем принял капитейн-лёйтенант-тер-зе Жак Хаутсмюллер (Jacques Houtsmuller). После двух недель ходовых испытаний эсминец взял курс на Скапа-Флоу, где проходила подготовку новая голландская команда. Корабль был определен в 19-ю флотилию эсминцев (19th Destroyer Flotilla) в шотландском Гриноке (Greenock), которая сопровождала на юг войсковые транспорты.
В августе 1941 г. «Исаак Свирс» сопровождал конвой WS-10. На обратном пути он вместе голландским морским буксиром «Зварте Зе» участвовал в провалившейся попытке спасти британский грузовой пароход «Кейп Родни» (SS Cape Rodney), торпедированный немецкой подводной лодкой U-75. 14 сентября «Исаак Свирс» столкнулся с британским эсминцем «Броклсби» (HMS Brocklesby, L42), в результате чего правый гребной винт голландского эсминца получил небольшие повреждения.
17 сентября 1941 г. корабль вышел из Гринока вместе с британскими эсминцами «Лафорей» (HMS Laforey, G99), «Лайвли» (HMS Lively, G40) и «Ориби» (HMS Oribi, G66) для участия в операции «Хэлберд» (Operation Halberd — «алебарда») по сопровождению конвоя на Мальту. Во время похода эсминец сопровождал британский линкор «Родни» (HMS Rodney, 29) до Гибралтара вместе польскими эсминцами «Гарланд» (ORP Garland, H37) и «Пёрун» (ORP Piorun, G65). В Гибралтар они прибыли 24 сентября. Вечером того же дня эсминцы вышли на запад для сопровождения британского линкора «Нельсон» (HMS Nelson, 28). Несколько часов спустя оперативное соединение взяло курс на Гибралтарский пролив, который они прошли ночью. В адмиралтействе надеялись, что немцы поверят, что «Родни» только что сменил «Нельсона» в Гибралтаре. 25 сентября они встретили остальные корабли конвоя, который два дня спустя подвергся атаке торпедоносцев. «Исаак Свирс» увернулся от торпеды, прошедшей в 30 метрах перед носом. Однако «Нельсон» был поражен второй волной нападавших, у него возник дифферент на нос, и ему пришлось вернуться в Гибралтар. Двое членов команды эсминцы были ранены осколками снарядов. Примерно в 15:00 британские линкоры «Принс оф Уэйлс» (HMS Prince of Wales, 53), «Родни», два крейсера и шесть эсминцев (включая «Исаака Свирса») получили приказ атаковать итальянские корабли, замеченные в 70 милях от них. Однако итальянцы ушли от столкновения, и корабли вскоре вернулись к конвою. Следующей ночью конвой в районе Сицилии снова атаковали торпедоносцы. Один транспорт был потерян. 28 сентября Соединение Н (Force H, к которому принадлежал голландский эсминец) взяло курс на Гибралтар. На следующий день в 06:17 радар эсминца «Гуркха» (HMS Gurkha, G63) обнаружил всплывшую итальянскую подводную лодку «Диаспро» (Diaspro) в точке с координатами 37º32’N/06º45’E и вскоре подвергся торпедной атаке. Две торпеды прошли под корпусом эсминца. «Гуркха» вместе с голландским эсминцем вступили в бой с подлодкой, но безрезультатно. 1 октября «Исаак Свирс» вернулся в Гибралтар.
В октябре 1941 г. «Исаак Свирс» сопровождал конвои по маршруту Фритаун (Freetown) — Гибралтар и впоследствии вошел в состав Соединения Н (линкор «Малайя» (HMS Malaya), легкий крейсер «Гермиона» (HMS Hermione, 74) и шесть эсминцев) в Гибралтаре для участия в операции «Перпечьюел» (Operation Perpetual — «непрерывная») по доставке на Мальту 37 истребителей Хоукер «Харрикейн» (Hawker Hurricane) британскими авианосцами «Арк Роял» (HMS Ark Royal, 91) и «Аргус» (HMS Argus, I49). 10 ноября 1941 г. Соединение Н вышло из Гибралтара. Два дня спустя самолеты взлетели с авианосцев, и оперативное соединение вернулось в Гибралтар. Однако 13 ноября «Арк Роял» был торпедирован немецкой подлодкой U-81 и в тот же день затонул.
26 ноября 1941 г. «Исаак Свирс» был назначен в 1-ю группу 19-й флотилии эсминцев принял участие в охоте на подводные лодки к западу от Гибралтара. 11 декабря корабль должен был уйти в Англию на капитальный ремонт, но вместо этого получил приказ идти из Гибралтара в восточную часть Средиземного моря. Эсминец был придан 4-й флотилии эсминцев (4th Destroyer Flotilla) во главе с коммодором Строуксом на эсминце «Сикх» (HMS Sikh, F82) и вечером вышел из Гибралтара. Ночью они получили радиограмму с патрульного Виккерс «Веллингтона», который обнаружил два идущих на юг итальянских легких крейсера. Эсминцы прошли через пролив Скерки на скорости 30 узлов и в 02:00 заметили у мыса Бон (Эт-Тиб) несколько световых вспышек и размытые силуэты. Флотилия обошла мыс и заметила два приближавшихся итальянских легких крейсера, «Альберико да Барбиано» (Alberico da Barbiano) и «Альберто да Джуссано» (Alberto da Giussano). Во главе группы эсминцев шел «Сикх», за ним следовали «Лиджен» (HMS Legion, G74), «Маори» (HMS Maori, F24) и, наконец, «Исаак Свирс». Две из четырех торпед, пущенных головным эсминцем, поразили первый крейсер, который также получил попадание одной торпеды и снарядов с «Лиджена» и еще одной торпеды с «Маори». На крейсере вспыхнул пожар, и он быстро затонул. Второй крейсер открыл огонь, но промахнулся. Впоследствии его пустила на дно торпеда с «Лиджена» и плотный артиллерийский огонь всех эсминцев. Затем «Исаак Свирс» столкнулся с итальянским миноносцем «Чиньо» (Cigno). Он атаковал его артиллерией, выпустил четыре торпеды, из которых ни одна в цель не попала. Эсминец также записал на свой счет один потопленный торпедный катер, но итальянское адмиралтейство эту потерю не подтвердило. 13 декабря союзные эсминцы прибыли на Мальту.
Несколько дней спустя эсминцы вышли с Мальты в составе Соединения К (Force K) для встречи быстроходного транспорта «Бреконшир» (MV Breconshire), вышедшего из Александрии 15 декабря. Ранним утром 17 декабря они встретили транспорт и его сопровождение. Между 13:00 и 18:00 конвой несколько раз атаковала вражеская авиация, но обошлось без потерь. Вечером итальянское соединение из четырех линкоров, нескольких крейсеров и эсминцев подошло к конвою и начало прицельный обстрел с дистанции 14 миль. В это же время началась атака авиации. Один самолет был сбит голландским эсминцем. Конвой взял курс на юг, эсминцы и крейсеры Соединения К развернулись в боевой порядок для атаки противника торпедами. Однако итальянцы уже успели лечь на обратный курс. Конвой прибыл на Мальту ночью с 18 на 19 декабря, и вскоре после этого эсминец вышел с Мальты в Александрию. 24 декабря командование кораблем у Ж. Хаутсмюллера принял капитейн-лёйтенант-тер-зе Виллем Хармсен (Willem Harmsen).
16 января 1942 г. «Исаак Свирс» вышел из Александрии с тремя эсминцами для сопровождения на Мальту конвоя MW-8B в составе четырех грузовых судов. 17 января в 07:35 эсминец «Гуркха» получил попадание торпеды с немецкой подлодки U-133, которое вызвало пожар на корабле. «Исаак Свирс» отбуксировал эсминец подальше от горящего масляного пятна и принял на борт большую часть его команды. Спасти «Гуркху» не удалось, и он затонул. Голландскому эсминцу было приказано высадить спасенных в Тобруке, куда он дошел вечером того дня. 18 января в 02:00 «Исаак Свирс» вернулся к конвою. Конвой дошёл до Мальты без потерь.
23 января 1942 г. «Исаак Свирс» был отправлен в Голландскую Ост-Индию (Nederlands-Indië, ныне — Индонезия). В это время намечалось вторжение японцев на Яву и Суматру. 8 февраля корабль прибыл в Коломбо (Colombo), Цейлон (ныне — Шри-Ланка), и поставлен в сухой док на мелкий ремонт и техоблуживание, который продлился 20 дней. К тому времени надобность к отправке эсминца в Голландскую Ост-Индию отпала. Размещавшийся там флот Американо-британо-асвтрало-голландского командования (American-British-Dutch-Australian Command, ABDACOM) был разгромлен в сражении в Яванском море 27-28 февраля 1942 г., а 8 марта 1942 г. капитулировала Батавия (Batavia, ныне — Джакарта). 15 марта корабль был передан в состав Британского восточного флота (British Eastern Fleet). 5 апреля он встал на якорь у атолла Адду, Мальдивские острова, для дозаправки. В тот же день вместе с Соединением В (Force B) он отправился на поиск японских авианосцев, совершавших рейд в Индийский океан. Японцы успешно атаковали Коломбо, Тринкомали (Trincomalee) и несколько кораблей. Однако эта задача не была выполнена, японцы смогли уйти. 14 апреля Соединение В прибыло в Бомбей (Bombay, ныне — Мумбаи). 30 апреля оно пришло на Сейшельские острова, а 22 мая встало якорь у побережья Африки в районе кенийской Момбасы (Mombasa). После этого эсминец вернулся в Европу через Дурбан (Durban), Саймонстаун (Simonstown), Фритаун и Гибралтар. 1 июня В. Хармсен был повышен до капитейна-тер-зе.
С июня по сентябрь 1942 г. эсминец прошел капитальный ремонт на верфях «Торникрофт» в Саутгемптоне. 12,7-мм пулеметы заменили на 20-мм зенитные орудия «Эрликон» (Oerlikon), поставили новые генераторы. Кроме того, на корабль поставили новое сонарное оборудование. После ремонта «Исаак Свирс» проходил боевую подготовку в Скапа-Флоу. В октябре 1942 г. эсминец состоял в сопровождении британского авианосца «Фьюриес» (HMS Furious, 47) до Гибралтара. «Исаак Свирс» вместе с эсминцами «Эскапейд» (HMS Escapade, H17) и «Марна» (HMS Marne, G35) отправился из Гибралтара в Понта-Делгада (Ponta Delgada) на Азорских островах. 29 октября 1942 г. эсминцы вышли на встречу с войсковым конвоем KMF-1, участвовавшим в операции «Торч» (Operation Torch — «факел») по вторжению во Французскую Северную Африку (Afrique française du Nord, AFN). Однако вследствие ошибки, допущенной при расшифровке сигнала, эсминцы пропустили точку встречи и остались в районе Гибралтара, пока их не включили в Соединение Н. 11 ноября «Исаак Свирс» и британский эсминец «Покьюпейн» (HMS Porcupine, G93) получили приказ подобрать выживших с войскового транспорта «Ньив Зеланд» (Nieuw Zeeland), потопленного немецкой подлодкой U-380, и доставить их в Гибралтар. Вечером 12 ноября 1942 г. «Исаак Свирс» дозаправился в море от танкера Соединения R (Force R, два танкера и четыре вооруженных тральщика). Кораблю было приказано охранять танкеры до утра, а затем возвращаться к Соединению Н.
13 ноября в 06:15 эсминец получил в правый борт две торпеды с подлодки U-431 в 55 милях от г. Алжир, в точке с координатами 37°23’N, 02°12’E. Одна торпеда попала в топливные баки, из-за чего топливо разлилось по кораблю вылилось в море. Взрыв второй поразил кают-компанию и офицерские каюты, убив находившихся там 13 офицеров. Из офицеров выжили только капитан Хармсен и один из вахтенных офицеров. Часть команды погибла в пятне разлившегося горящего топлива. Из 194 членов команды «Исаака Свирса», находившихся на борту, погибли 103 человека, включая 5 британцев. Выживших подобрал британский тральщик «Лох Оскейг» (HMS Loch Oskaig). Он также попытался подойти к горящему кораблю поближе, но ему пришлось оставить попытки из-за сильного пожара и начавшихся взрывов глубинных бомб и прочих боеприпасов.
Написать комментарий