Польская подводная лодка британского производства «Сокул» (ORP Sokół, N.97), класс «U» (U-class), возвращается в порт Алжир (Algiers / الجزائر) из похода в Средиземное море.
После потери в июне 1940 г. подводной лодки «Ожел» (ORP Orzeł) и выведения в резерв подлодки «Вилк» (ORP Wilk) руководство польского ВМФ (Marynarka Wojenna) столкнулось с необходимостью приобретения новых подводных лодок. В апреле 1940 г. капитан Богуслав Кравчик (Bogusław Dionizy Krawczyk), командир «Вилка», был направлен в Швецию с заданием привести в Великобританию три подлодки, интернированные там в сентябре 1939 г.: «Семп» (ORP Sęp), «Рысь» (ORP Ryś) и «Жбик» (ORP Żbik). Однако его поездка не принесла результатов.
В связи с этим командование ВМФ обратилось к британским властям с просьбой передать им на основании договора от 18 ноября 1939 г. о сотрудничестве между польским и британским флотами, а также дополнительного секретного протокола от 3 декабря 1940 г., какую-либо из недавно построенных подводных лодок. Выбор пал на «Урчина», который находился тогда на завершающих этапах работ по дооснащению. Подлодка была заложена на верфях «Виккерс-Армстронг» (Vickers Armstrong) в Барроу-ин-Фернесс (Barrow-in-Furness) 9 декабря 1939 г. под названием «Урчин» (HMS Urchin). Спущена на воду 30 сентября 1940 г. При подготовке к приемке субмарины на «Вилке», с которого на «Урчин» должна была перейти часть офицеров и специалистов, разделение должностей между «Вилком» и… «Овцой» (т.е. будущим «Сокулом») охарактеризовали выражением «Чтобы и волк был сыт, и овца цела» (wilk — пол. «волк»). Своеобразным финалом этого случая стала эмблема «Сокула», на котором была изображена овца.
Торжественное поднятие польского флага на подводной лодке «Сокул» (именно такое название было выбрано для нового корабля) состоялось 19 января 1941 г. в бассейне верфи при участии главнокомандующего вооруженных сил Польши генерала Владислава Сикорского (Władysław Eugeniusz Sikorski). Субмарина получила британский бортовой номер N.97. Командиром стал назначен бывший заместитель командира «Вилка» капитан марынарки (капитан-лейтенант) Борис Карницкий (Borys Karnicki), который, несмотря на возражения капитана Кравчика, забрал к себе на «Сокул» значительную часть унтер-офицеров специалистов со старого корабля. Заместителем командира «Сокула» стал капитан Болеслав Романовский (Bolesław Romanowski).
«Сокул» был одной из двенадцати подлодок 2-й серии класса «U», строительство которых началось еще в 1939 г. Этот класс отличался простотой конструкции, небольшим размером, и однокорпусной схемой. Эти подлодки создавались для действий на морях, окружавших Британию. В годы Второй мировой войны значительная часть подводных лодок класса «U» действовала на Средиземном море. Они имели клепаный корпус общей длиной 58,6 м и шириной 4,9 м. Водоизмещение в надводном положении 658 т, в подводном — 740 т. Рабочая глубина погружения — 60 м. Силовая установка — дизель-электрическая: два электромотора «Дженерал Электрик» (General Electric) мощностью 825 л.с. каждый, 2 электрогенератора, питавшиеся от дизелей «Дейви-Паксман» (Davey-Paxman) по 615 л.с. каждый, либо от аккумуляторов (в погруженном состоянии), приводившие в движение валы с трехлопастными гребными винтами. Максимальная скорость составляла 11,75 узла на поверхности и 10 узлов в подводном положении. Запас топлива для генераторов — 41 т, что обеспечивало запас хода в 4050 морских миль при скорости 10 узлов. Емкость аккумуляторов обеспечивал «Сокулу» возможность идти под водой 60 часов при скорости 2 узла.
Основное вооружение состояло из четырех торпедных аппаратов калибра 533 мм в носовом отсеке. Боезапас — восемь торпед Mark VIII: четыре в аппаратах и четыре запасные.
Артиллерийское вооружение включало 76-мм орудие на палубе перед рубкой и два/три 7,7-мм пулемета «Льюис» (Lewis) на креплениях на боевой рубке с возможностью снятия. Навигационное оборудование было представлено двумя перископами (ночной и боевой), гирокомпасом, гидролокатором, а также радиостанцию со складной антенной (демонтирована в 1943 г.). Команда состояла из 3-4 офицеров, 33 унтер-офицеров и матросов. Имевшиеся запасы и условия пребывания ограничивали срок нахождения в патруле 12 днями. Однако в боевых условиях этот срок нередко превышался.
Как и все британские подводные лодки того времени, и подлодки класса «U» в особенности, «Сокул» не имел современных систем управления огнем, а отсутствие торпедного вычислителя, сравнимого по характеристикам с имевшимися на немецком, американском или даже японском флотах, существенно ограничивало боевые возможности корабля. Поэтому субмарина не могла давать торпедный залп по нескольким целям, вместо чего чего приходилось наводить всю подлодку на одну цель. Кроме того, необычайно низкая скорость подлодок класса «U» в надводном положении делала их плохо подходящими для действий против судоходства, особенно быстроходных и хорошо защищенных конвоев в Средиземном море, что выразилось в полной неспособности британского подводного флота на Средиземном море воспрепятствовать переброске немецкого Африканского корпуса в Африку.
После поднятия польского флага и укомплектования команды «Сокул» был придан 3-й флотилии подводных лодок (3rd Submarine Flotilla), базировавшейся в заливе Холи-Лох (Holy Loch) в Шотландии. После завершения учений субмарина 25 марта 1941 г. перешла в Портсмут (Portsmouth), откуда начала ходить в боевые походы в составе 5-й флотилии подводных лодок (5th Submarine Flotilla). Первые два похода подлодка совершила в район французского Бреста (Brest) в рамках операции по недопущению выхода в море находившихся там немецких линкоров «Шарнхорст» (Scharnhorst) и «Гнейзенау» (Gneisenau), а также тяжелого крейсера «Принц Ойген» (Prinz Eugen). В ходе них никаких боестолкновений не произошло. В ходе третьего похода 15 июля 1941 г. в Бискайском заливе к западу от французского острова Иль-д’Йе (Île d’Yeu) «Сокул» безрезультатно атаковал шедшее с эскортом немецкое судно снабжения, бывшее бельгийское торговое судно «Бодуэнвиль» (Baudouinville). Субмарина выпустила четыре торпеды, но промахнулась. После четырех походов в Атлантический океан и проверки механизмов на верфи «Сокул» был в сентябре 1941 г. переведен на Средиземное море. В то время действующий заместитель командира, капитан Болеслав Романовский, был направлен в США для принятия командования полученной от американского ВМФ подводной лодкой «Ястшомб» (ORP Jastrząb, P-551). Его должность занял капитан марынарки Ежи Козёлковский (Jerzy Karol Stanisław Koziołkowski).
9 сентября лодка вышла из Портсмута с спустя шесть дней достигла Гибралтара. Спустя еще четыре дня подлодка вышла в поход к побережью Сицилии, приняв участие в охране мальтийского конвоя (операция «Хэлбед» (Operation Halberd — «алебарда»)). Не встретив противника, «Сокул» завершил поход и 1 октября 1941 г. прибыл в мальтийский порт Валетта (Valetta), где был назначен в 10-ю флотилию подводных лодок (10th Submarine Flotilla). В первый поход из Мальты подлодка отправилась 9 октября для атаки конвоя, шедшего из Неаполя в Триполи. Однако она вернулась на базу всего два дня спустя, поскольку этот конвой был уничтожен союзной авиацией. В ходе следующего похода (23 октября — 3 ноября 1941 г.) 28 октября в Тирренское море неподалеку от острова Искья (Ischia) подводная лодка атаковала шедший в составе конвоя итальянский вспомогательный крейсер «Читта ди Палермо» (Cittá di Palermo). Польская подлодка выпустила четыре торпеды, и капитан Карницкий на основании наблюдений в боевой перископ заявил о попадании как минимум одной из них в цель. Итальянский корабль был потоплен, либо серьезно поврежден, что также подтвердило подразделение британской разведки на Мальте. Именно такие данные сообщали другие источники. В действительности же торпеды прошли мимо цели или взорвались преждевременно, поскольку, по данным итальянских и немецких архивов «Читта ди Палермо» уже 19 ноября 1941 г. был замечен в составе очередного конвоя в Северную Африку и атакован авиацией союзников. Это было бы невозможным в случае попадания торпеды, выпущенного польской подлодкой. В конце концов итальянский вспомогательный крейсер был потоплен 5 января 1942 г. британской подводной лодкой «Протеус» (HMS Proteus, N29). В ходе того же похода ночью 2 ноября неподалеку от острова Мареттимо (Marettimo) «Сокул» обнаружил шедшее в Палермо итальянское грузовое судно «Балилла» (Balilla). После задержания судна и эвакуации его команды оно было успешно расстреляно из артиллерии. «Балилла» затонула в течение десяти минут примерно в 20 милях от юго-западного побережья Сицилии. По другим данным, в потоплении судна принимала участие британская подлодка «Атмоуст» (HMS Utmost). Однако это маловероятно, поскольку за день до этого она атаковала итальянский пароход «Маригола» (Marigola) у побережья Туниса, примерно в 190 милях от места атаки «Сокула» и в совсем другом оперативном участке. На следующий день, после возвращения на Мальту, «Сокул» посетил генерал Владислав Сикорский. В знак признания достижений и заслуг подлодки капитан Борис Карницкий был лично награжден Серебряным крестом ордена Virtuti Militari (Krzyż Srebrny Orderu Virtuti Militari), а команда — Крестами Храбрых (Krzyż Walecznych). На встрече с командой Сикорский передал матросам «Веселого Роджера», который поднимался на лодке при каждом возвращении из похода с успехами, и на котором фиксировались достижения субмарины.
Следующий поход состоялся 13-27 ноября 1941 г. в районе итальянской военно-морской базы в Наварино (Navarino), на западном побережье Пелопоннеса. 19 ноября капитан Карницкий предпринял сложный навигационный маневр по прорыву в бухту и находящийся в ней порт. Все закончилось тем, что подводная лодка застряла в заградительной сети. При попытке освободиться подлодку забросали глубинными бомбами вражеские охотники. Близкие взрывы повредили ночной перископ и радиоантенны. По окончании итальянских атак командир «Сокула» принял решение выстрелить через прорехи в сети в сторону стоящего у берега итальянского эсминца, опознанного как один из класса «Солдати» (Soldati). По последним имеющимся данным, этим кораблем был «Страле» (Strale) класса «Дардо» (Dardo), хотя в более старых источниках указывается «Аскари» (Ascari) или «Авиере» (Aviere) класса «Сольдати». Командир «Сокула» заявил о попадании в цель как минимум одной торпеды, которая потопила или повредила ее, и что этот факт был отмечен во многих источниках. Последние исследования на основании данных итальянских архивов не подтверждают факта каких бы то ни было потерь в кораблях, понесенных итальянским флотом. А то, что польская команда в темноте приняла за признаки попадания, скорее всего было отголосками взрыва торпед на берегу. Операция в порте Наварино была увековечена на корабельном Веселом Роджере в виде вышитой на нем решетки, символизирующей противоторпедную сеть.
Несмотря на повреждения «Сокул» оставался в районе Наварино и ночью с 21 на 22 ноября атаковал выходящие из порта три транспорта, шедшие в сопровождении корабля, опознанного как миноносец класса «Спика» (Spica). По данным архивов, наиболее вероятно, что это были два грузовых судна (итальянское «Бользена» (Bolsena) и немецкое «Тинос» (Tinos)) под прикрытием эсминца «Страле» (именно он атаковал субмарину 19 ноября) и миноносец «Орионе» (Orione). За несколько минут до полуночи капитан Карницкий выстрелил тремя торпедами и по звукам взрывов, зарегистрированных акустиками, установил, что две торпеды попали в цель, и один из атакованных кораблей получил повреждения. В действительности атакованный конвой не понес никаких потерь и 23 ноября прибыл в ливийский порт Бенгази (Bengasi). Некоторые источники, описывающие атаку, приписывают польской подлодке повреждение итальянского танкера «Бербера» (Berbera), который затонул в результате налета британских бомбардировщиков на Наварино несколькими днями позднее.
В ходе следующего похода командир «Сокула» обнаружил на большом удалении эскадру тяжелых кораблей во главе с линкором «Литторио» (Littorio), шедшую в сторону Бенгази. Дальняя дистанция и большая скорость итальянского соединения сделали не дали занять позицию для атаки. Впоследствии конвой натолкнулся на соединение британского флота, что вылилось в 17 декабря 1941 г. в Первый бой в заливе Сирт.
1 января 1942 г. «Сокул» снова посетил генерал Сикорский. Первый поход в новом году состоялся 4-21 января в Тирренском море. Никаких столкновений с противником не произошло. В ходе следующего похода у побережья Африки в районе островов Керкенна (у побережья Туниса) субмарина остановила вечером 12 февраля итальянскую моторную шхуну «Джузеппина» (Giuseppina, 392 брт), шедшую с грузом угля из Триполи в г. Тунис. После того, как команда покинула судно, на него поднялась призовая команда и установила в машинном отделении заряды взрывчатки. После взрыва и залпа из палубного орудия шхуна затонула. Среди добычи обнаружились действительные итальянские карты Средиземного моря с указанием минных полей. Кроме того, в ходе этого похода «Сокул» атаковал ночью 13/14 февраля итальянский миноносец, однако ни одна из трех выпущенных торпед в цель не попала.
В ходе первой средиземноморской кампании «Сокул» совершил 4-16 марта еще один поход, без боестолкновений (в этом походе обязанности командира корабля исполнял заместитель, капитан Ежи Козёлковский). В то время налеты германо-итальянской авиации на Мальту значительно усилились. При налете 25 марта 1942 г. лодку сильно повредило близкими взрывами бомб, а осколками убило старшего матроса Юзефа Пашека (Józef Paszek). На лодке был разбит аккумулятор, повреждены гребной винт и перископ.
Ввиду постоянных налетов на остров и все возраставших потерь среди размещенных там кораблей союзников (1 апреля были потоплены две британские субмарины: «Пандора» (HMS Pandora, N42) и HMS P36, 9 апреля — эсминец «Ланс» (HMS Lance, G87), также были повреждены эсминцы «Кингстон» (HMS Kingston, F64) и «Галлант» (HMS Gallant, H59)) адмирал Эндрю Каннингем (Andrew Browne Cunningham) принял решение вывести с Мальты все поврежденные и непригодные для боевых операций корабли. После временного ремонта, благодаря стараниям команды подлодки, «Сокул» отбыл с Мальты 17 апреля 1942 г. вместе с британским крейсером «Пенелопа» (HMS Penelope,97). Поскольку повреждение аккумулятора сделало погружение невозможным, лодка прошла весь путь до Гибралтара в надводном положении и прибыла туда 28 апреля. 17 мая 1942 находившуюся на ремонте лодку и ее команду посетил генерал Владислав Андерс (Władysław Albert Anders), который направлялся в СССР. Поскольку устранить все повреждения на верфях Гибралтара было невозможным, лодка отправилась в Великобританию. 9 июля 1942 г. «Сокул» достиг залива Холи-Лох, а оттуда уже проследовал на капитальный ремонт в Блайт (Blyth), графство Нортамберленд.
18 августа 1942 г. на лодке сменился командир. Борис Карницкий покинул пост командира лодки, был повышен в звании до командора-подпоручника (капитан 3-го ранга) и переведен на штабную работу на берегу. Новым командиром стал прежний заместитель, капитан Ежи Козёлковский. Ремонт лодки в Блайте быз завершен 20 сентября, после чего «Сокул» вышел на ходовые испытания в море, которые продолжались до 12 декабря 1942 г. В начале 1943 г. лодка совершила два похода у побережья северной Норвегии, неподалеку от Алта-фьорда (Altafjorden), где в то время базировался немецкий линкор «Тирпиц» (Tirpitz). После этого подлодка отправилась в шотландский Данди (Dundee), где находился недавно полученный польским флотом систершип «Сокула» — «Дзик» (ORP Dzik, P.52). Обе лодки предполагалось направить на Средиземном море, в связи с чем их необходимо было оборудовать для плавания в данной акватории. «Сокул» вышел из Данди 18 марта 1943 г., начав таким образом вторую средиземноморскую кампанию.
Субмарина дошла до Гибралтара 7 апреля 1943 г., и затем, через г. Алжир, отправился на Мальту. В Валетту подлодка прибыла 12 мая, успешно уйдя ночью 5/6 мая от выпущенных вражеской подлодкой торпед. На Мальте «Сокул» снова был определен в 10-ю флотилию подводных лодок. В ходе первого похода этой кампании он атаковал 8 июня 1943 г. в заливе Сквиллаче (Squillace) у берегов Калабрии итальянский парусник «Папа Микеле» (Papá Michele), однако обе выпущенные торпеды прошли мимо цели. В ходе следующих двух походов для обеспечения безопасности высадки на Сицилию лодка обеспечивала блокаду Неаполя и Бари. У Неаполя обошлось без столкновений с противником. У Бари было предпринято две попытки атаки на вражеские конвои, но обе пришлось отменить из-за эскорта.
В ходе следующего боевого похода, на этот раз в район Бриндизи (Brindisi), наступил перелом в соотношении сил на Средиземном море. Итальянский генералитет, не видевший смысла в продолжении война на Средиземноморье, сместил правительство Бенито Муссолини. Новое правительство маршала Пьетро Бадольо (Pietro Badoglio) начало переговоры о выходе Италии из войны, которые закончились подписанием 3 сентября 1943 г. договора о перемирии. О нем было публично объявлено 8 сентября. Одним из условий перемирия был переход итальянского флота под контроль союзников. Находившийся в море «Сокул» получил в связи с этим приказ выйти на связь с начальником порта Бриндизи и передать ему инструкции, касающиеся стовших там военных кораблей. 12 сентября 1943 г. лодка вошла в порт Бриндизи как первый корабль союзников. В ходе портовых маневров произошло столкновение с итальянским патрульным катером «Меаттини» (Meattini), который затонул. Из стоявших в Бриндизи итальянских кораблей был сформирован конвой, впоследствии проследовавший в Таранто (Taranto) под эскортом «Сокула».
Следующий поход «Сокула» прошел на Адриатическом море, в районе Полы (Pola, ныне Пула (Pula) в Хорватии). 4 октября 1943 г. лодка дважды неудачно атаковала торпедами вражеские транспорты «Джильола» (Gigliola) и «Себенико» (Sebenico). Командир лодки доложил о попадании в первую цель. Однако по данным современных исследований выпущенная торпеда взорвалась на расстоянии около 250 метров от судна, не причинив существенных повреждений. 7 октября польская субмарина заявила о своем крупнейшем успехе, потопив в районе мыса Промонторе (Promontore, ныне Каменяк (Kamenjak) на п-ве Истрия) немецкий транспорт «Эридания» (Eridania), следовавший из Зары (Zara, ныне Задар (Zadar) в Хорватии). Из трех выпущенных торпед в цель попали две, в результате чего пароход затонул спустя 30 минут. Это судно водоизмещением 7 094 брт стала самым крупным кораблем, потопленным польским флотом в годы Второй мировой. Кроме того, в этот же день последней оставшейся торпедой был атакован немецкий транспорт «Сансего» (Sansego), а артиллерийским огнем было повреждено небольшое грузовое судно «Ульяно» (Ugliano).
В результате капитуляции Италии в центральной части Средиземного моря не осталось достойных целей для базировавшихся на Мальте подводных лодок 10-й флотилии. Было решено перевести «Сокул» и «Дзик» в 1-ю флотилию подводных лодок, базировавшуюся в Бейруте. Они должны были парализовать движение немецких (и реквизированными немцами греческих) кораблей в Эгейском море. 15 октября «Сокул» вышел с Мальты. В первый поход с новой базы лодка отправилась 4 ноября 1943 г. В ходе него субмарина 11 ноября потопила в районе острова Аморгос (Amorgos / Αμοργός) небольшой немецкий катер «Аргентина», который после снятия команды был взорван (абордажная группа захватила в качестве трофея немецкий флаг). А 18 ноября — небольшой греческий катер «Тахиархис» (Taxiarchis) в районе острова Тира (Θήρα). Последний после взятия в плен команды (двух немцев и двух греков) был расстрелян из палубного орудия. 19 ноября «Сокул» атаковал к западу от бухты Сития на Крите греческую шхуну «Айос Антониос» (Agios Antonios), использовавшуюся немцами для перевозки итальянских военнопленных. После артиллерийского обстрела судно направилось к берегу, где было уничтожено двумя торпедами. Чуть позже, после боя в соседней бухте, лодка потопила еще одну использовавшуюся немцами шхуну, «Константинос» (Konstantinos), и сторожевой катер «Мёве» (Möwe).
В следующем походе в район острова Лемнос (Lemnos / Λήμνος) «Сокул» атаковал ночью 11 декабря, в условиях шторма и, очевидно, безрезультатно, еще одно греческое судно. Его название точно установить не удалось. В некоторых источниках указывается наименование «Антиппи» (Anthippi). Но это название, равно как и факт потопления в данном районе, не фигурируют ни в одном из реестров флотов и потерь. На следующий день к северу от Лесбоса подлодка потопила четыре небольшие греческие шхуны. Первой была «Айос Николаос» (Agios Nikolaos), затем «Айос Элеймон» (Agios Eleimon), третья и четвертая также назывались «Айос Николаос». Все они были расстреляны из палубного орудия, а шесть греков из состава их команд были взяты на борт субмарины. Утром 15 декабря «Сокул» остановил катер «Панайя» (Panagia) с о. Хиос. После высадки на его борт призовой команды на расположенный неподалеку остров Бозджаада (Bozcaada), принадлежавший нейтральной Турции, были высажены эти шесть греков и еще четыре из шести взятых на борт 12 декабря (двое из них остались на борту подлодки, изъявив желание вступить в греческие части, воевавшие на стороне союзников). Семеро находившихся на борту «Панайи» немецких солдат были взят в плен, а взятый с катера флаг со свастикой пополнил коллекцию трофеев команды.
17 декабря «Сокул» атаковал четырьмя торпедами болгарское судно «Балкан», использовавшееся для перевозки войск. Но ни одна из торпед в цель не попала. Это судно было потоплено позднее, 23 декабря, британской подлодкой «Спортсман» (HMS Sportsman, P229). С 9 по 28 января 1944 г. «Сокул» совершил свой последний средиземноморский поход, в ходе которого 12 января в Критском море у острова Милос потопил артиллерийским огнем катер «Айя Параскеви» (Agia Paraskevi). Это были последний потопленный корабль и последняя атака польского подводного флота во Второй мировой войне.
12 февраля «Сокул» вышел из Бейрута и, зайдя по пути на Мальту, 12 марта 1944 г. дошел до Гибралтара. Покинув Гибралтар 20 марта, подводная лодка завершила свою вторую средиземноморскую кампанию. Действия обеих польских подлодок класса «U» на Средиземном море заработали им прозвище «Несносные близнецы» (Straszne Bliźniaki / Terrible Twins). Оно основывалось, главным образом на донесениях о результатах походов. Однако после сравнения с данными другой стороны фактические результаты оказались гораздо более скромными. Тем не менее, 9 июля 1948 г. в Валетте, в знак признания достижений польских подводных и надводных сил на сложной навигационном и оперативном просторе Средиземного моря в годы Второй мировой, в присутствии генерал-губернатора и представителей местных властей была открыта двуязычная памятная доска. Ныне она находится на фасаде Национального военного музея Мальты. В знак признания достижений команды «Сокула» со стороны союзников капитан Карницкий был награжден британским орденом «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Order).
31 марта 1944 г. прибыл на британскую военно-морскую базу «Девонпорт» (HMNB Devonport), откуда проследовал на плановый ремонт в Блайт, который был завершен в сентябре 1944 г. После него лодка вместе с «Дзиком» была введена в состав 9-й флотилии подводных лодок в Данди, совершая боевые походы к побережью Норвегии и участвуя в совместных учениях флота и авиации. 12 декабря 1944 г. капитан Козёлковский покинул пост командира лодки. Вместо него был временно назначен командор-подпоручник Болеслав Романоский (командир польской группы подводных лодок в 9-й флотилии), а затем капитан марынарки Тадеуш Бернас (Tadeusz Bernas). После окончания военных действий «Сокул» отправился в Хартлпул (Hartlepool), а весной 1946 г. — в Харидж (Harwich). В конечном итоге 27 июля 1946 г. подводная лодка была возвращена британскому флоту. Простояв некоторое время в резерве, лодка в 1949 г. была пущена на слом.
За время службы в польском ВМФ «Сокул» совершил 32 боевых похода, проведя в море 630 дней. Провел 15 торпедных атак, выпустил 42 торпеды и сделал 11 артиллерийских залпов. В сверенном перечне побед лодки и ее команды числится 13 потопленных судов общим тоннажем 10 793 брт и один боевой корабль. Помимо причиненного противника материального ущерба, «Сокул» также участвовал в блокировании портов, сопровождении трех собственных конвоев и создавал постоянную угрозу для вражеского судоходства. Тем самым он внес свой вклад в участие польского флота на стороне союзников.
После окончания войны это название в польском флоте носили две подводные лодки:
ORP Sokół (293) — подводная лодка проекта 613, бывшая советская С-278. Годы службы в польском флоте: 1964-1987 гг.
ORP Sokół (294) — подводная лодка типа 207 немецкой постройки, бывшая норвежская «Стур» (HNoMS Stord, S-308). В составе польского флота с 2002 г.
Написать комментарий