Вид на горящие в результате бомбардировки здания на окраине Варшавы с борта немецкого транспортного самолета Юнкерс Ю-52 (Junkers Ju.52/3m), приспособленного под бомбардировщик.
В ходе бомбардировок Варшавы самолеты Юнкерс Ю-52 использовались в качестве вспомогательных бомбардировщиков, в последний раз во время войны.
13 сентября 1939 г. Лютфваффе начали операцию «Вассерканте» (Unternehmen Wasserkante — нем «кромка воды») по подавлению сопротивления польской столицы посредством ударов по ключевым военным объектам и оружейным заводам в самом городе и в его окрестностях. Координацией операций занимался главным образом Вольфрам фон Рихтгофен (Wolfram Freiherr von Richthofen), командир авиачасти особого назначения (Fliegerführer zur besonderen Verwendung), пока Гитлер не отдал распоряжение переключиться на «городские объекты жизнеобеспечения». Очевидно, это распоряжение пришлось фон Рихтгофену не по душе, поскольку он не располагал необходимыми средствами для выполнения поставленной задачи.
21 сентября штаб фон Рихтгофена получил приказ от командования 4-го воздушного флота о переходе к нему командования всеми воздушными ударами по Варшаве для расчистки пути для наступающей армии. Фон Рихтгофен писал:
«Мы получили через командование воздушного флота приказ от главнокомандующего Люфтваффе встать во главе ударов по Варшаве. Предполагается, что Люфтваффе своими решительными действиями расчистит армии путь. При этом в нашем распоряжении имеются только легкие самолеты («Штуки» и Дорнье До-17), которые даже не могут нести зажигательные бомбы. Я направил запрос о предоставлении в мое распоряжение эскадры Хейнкелей Хе-111, которая будет использоваться исключительно для сброса зажигательных бомб. В противном случае мы не сможем принудить город к сдаче. Главнокомандующий Люфтваффе оказался «удивлен» моему запросу на эскадру Хейнкелей».
Однако даже фон Рихтгофен не всегда получал желаемое. 23 сентября, когда подготовка к налету на Варшаву находилась на завершающей стадии, он записал в своем дневнике:
«В полдень, в соответствии с приказами, все было подготовлено к запланированному предварительному удару. Однако облачность находилась на высоте всего 200 м, и мне пришлось отменить атаку. Эскадру Хейнкелей, запрошенную мной для сброса зажигательных бомб, отозвали. Вместо нее для сброса зажигательных бомб главнокомандующий Люфтваффе передает в нашей распоряжение 4-ю группу 2-й военно-транспортной эскадры (IV./KG.z.b.V.2), укомплектованную транспортными самолетами Ю-52».
Фон Рихтгофен мог воспринять такой ответ как временную или вынужденную меру. Однако фактически это вылилось в использование Ю-52 таким же образом, как они использовались в гражданской войне в Испании. 4-я группа 2-й военно-транспортной эскадры была сформирована месяцем ранее на аэродроме Бреслау-Гандау (Breslau-Gandau). Ее командиром была назначен оберстлейтенант Ганс Алефельд (Hans Alefeld), ранее возглавлявший 5-ю военно-транспортную эскадру (KGr.z.b.V.5). 24-го сентября Юнкерсы группы вылетели из Бреслау и прибыли на аэродром Груек-Кецень (Grojek-Kecien, предположительно имелся в виду г. Груец) в Польше. Однако фон Рихтгофен, несмотря на богатый опыт использования Юнкерсов Ю-52 в качестве бомбардировщиков в Испании, сомневался в эффективности их использования над Варшавой. Он приказал задействовать специальное подразделение для «подавления ПВО Варшавы и минимизации наших потерь».
Запланированный к применению «тактический метод» был простым, но эффективным. Фон Рихтгофен писал:
«На каждый Ю-52 мы назначили двух солдат с лопатами, собранными с окрестных ферм и полей. При входе в зону удара солдаты по команде пилота с помощью лопат сбрасывали бомбы через дверь пассажирского отсека. Само собой, это решение выглядело странно. Но других вариантов у нас не было».
25-го числа теория была опробована на практике (этот налет на город стал самым разрушительным за всю кампанию):
«В 08:00 наши части вылетели на атаку Варшавы. Мы задействовали 1150 самолетов, которые сбросили 569 т фугасных и 72 т зажигательных бомб. Результаты использования зажигательных бомб не заставили себя ждать. Вскоре весь город заволокло дымом. Наши «зажигательные бомбардировщики» пролетели через пригородные районы и даже вызвали пожар на крупном заводе авиационных моторов в районе Окенце (Okęcie) города Влохи (Włochy, ныне в составе Варшавы). Как и ожидалось, бомбардировка таким способом оказалась крайне неточной. Один Ю-52, сбитый польской ПВО, рухнул неподалеку от Окенце».
Опасения фон Рихтгофена о возможных больших потерях не подтвердились. «Мы потеряли всего лишь два Ю-52 и один Ю-87!»
Утром 27 сентября Варшава капитулировала. 4-я группа 2-й военно-транспортной эскадры была отозвана в Бреслау и в ноябре расформирована.
Потери Ю-52 (по всем причинам) за сентябрь составили 44 машины. И еще 15 за октябрь-декабрь 1939 г.
Источник: www.iwm.org.uk.
Источник информации о фото: Ju 52/3m Bomber and Transport Units 1936-1941 (Osprey Combat Aircraft 120), Osprey Publishing, 2017
Категория: Вторжение в Польшу
Написать комментарий