Итальянская подводная лодка «Кобальто» (Cobalto) класса «Платино» (Platino) тонет, поврежденная огнем британского эсминца «Итуриэль» (HMS Ithuriel (H05)) в ходе операции «Педистл» (Pedestal, англ. «пьедестал»). На рубке видны следы артиллерийского обстрела.
Заложена на верфи «ОТО» в Специи (La Spezia) 26 ноября 1940 г. Спущена на воду 20 августа 1941 г. Введена в строй 18 марта 1942 г. После ввода в строй была приписана к базе «Аугуста» (Augusta).
В первый поход подлодка отправилась 30 июля 1942 г. в район острова Галит у побережья Туниса. Никаких контактов с противником не произошло.
11-12 августа «Кобальто» под командованием капитан-лейтенанта Раффаеле Амикарелли (tenente di vascello Raffaele Amicarelli) отправилась в поход к северному побережью Туниса, в район между скалами Фрателли (Fratelli) и банкой Скерки (Skerki). Там она должна была соединиться с десятью другими подлодками и воспрепятствовать движению британских конвоев, идущих на Мальту в рамках операции «Педистл».
12 августа в 13:45 «Кобальто», находившаяся в засаде примерно в 30 милях от острова Галит, обнаружила 12 эсминцев (часть эскорта одного из британских конвоев, шедших на Мальту) на удалении 18-20 км. Тогда подлодка погрузилась на глубину 50 м и направилась в сторону британских кораблей, два-три раза всплыв на перископную глубину.
Примерно в 14:00 подлодка всплыла на перископную глубину и взяла курс на север, но сразу же обнаружила готовящийся к атаке эсминец на удалении 300 м. Она находилась на глубине всего 18 м, когда ее в первый раз поразили глубинные бомбы, выпущенные с эсминцев «Итуриэль» и «Патфайндер» (HMS Pathfinder (G10)). Взрыв повредил рубку и рули направления. После этого подлодка погрузилась на глубину 120 м, где ее поразило вторым взрывом глубинных бомб. Этот взрыв вывел из строя правый двигатель и причинил ряд других повреждений, в том числе уничтожил радиооборудование. «Кобальто» продолжил тонуть, несмотря на все попытки команды остановить дальнейшее погружение или всплыть. Но в определенный момент подлодка всё же начала всплытие с креном на левый борт, доходившим практически до 90°.
Когда «Кобальто» наконец всплыла, команда обнаружила, что не может выйти наружу из-за заклинивших люков. Вскоре удалось расклинить люки в носовой части и рубке подлодки. Орудийный расчет вышел наружу и отправился к орудию. Однако «Итуриэль», до которого было всего 300-350 м, начал обстрел из артиллерии и пулеметов (попавший в рубку снаряд проделал в ней большую пробоину), а затем пошёл на таран.
Не имея другого выхода, командир «Кобальто» приказал затопить подлодку. Затем «Итуриэль» протаранил в правый борт уже погружавшуюся в воду кормой подлодку. Ее корпус раскололся на две части. Тогда трое членов команды «Кобальто» поднялись на борт «Итуриэля» по брошенным на палубу тросам, а четверо британцев спустились на борт подлодки. Однако в 17:02 подводная лодка затонула носом кверху. «Итуриэль» в результате тарана также получил серьёзные повреждения.
За исключением двух погибших в бою (лейтенанта Джованни Гарделла (sottotenente di vascello Giovanni Gardella) и матроса Марио Вольпе (Mario Volpe), команда «Кобальто» была спасена практически в полном составе, поднята на борт эсминца и взята в плен. При попытке захвата уже тонувшей подлодки погибли двое британских моряков.
Всего подводная лодка «Кобальто» выполнила три боевых похода, пройдя 1 604 мили в надводном положении и 636 под водой.
Статья про подлодку переводилась сначала с итальянского на английский через гуглопереводчик, потом с английского на русский. Если кто владеет итальянским, просьба скорректировать перевод при необходимости
Статья про подлодку переводилась сначала с итальянского на английский через гуглопереводчик, потом с английского на русский. Если кто владеет итальянским, просьба скорректировать перевод при необходимости