Горящий и тонущий американский танкер «Миссиссинева» водоизмещением 11316 тонн, пораженный японской человеко-торпедой на атолле Улити (Каролинские острова). 20 ноября 1944 г. в 5 часов 47 минут одна из японских человеко-торпед («кайтен»), выпущенная с океанской подводной лодки поразила танкер. Груженый сырой нефтью и большим количеством топлива для кораблей и самолетов, он взорвался. Погибли 50 членов экипажа.
Танкер был единственным американским кораблем, потопленным в результате японской атаки. Всего в операции против кораблей американского флота на базе на Улити было задействованы три японские океанские подводные лодки (I-36, I-37 и I-47 — группа «Кикусуй»), которые были переоборудованы для доставки четырех человеко-торпед каждая. I-36 и I-47 удалось выйти на позиции для атаки (I-37 19 ноября была потоплена американскими эсминцами) и выпустить пять «кайтен» (из-за технических неполадок три «кайтен» с I-36 выпустить не удалось). В ходе операции японцы пожертвовали девятью человеко-торпедами и одной океанской подводной лодкой, уничтожив только танкер «Миссиссинева».
Topper Harley: Там можно было и пожирней цель отыскать.
Согласно мемуарам выжившего пилота такой управляемой торпеды — Ёкоты — управлять ей было практически невозможно. Даже просто на заданном курсе удерживать ее было трудно, не говоря уже про поиск «целей пожирнее».
Да, вот фото с другой точки — танкер горит как раз на фоне авианосца. Может быть, японцы промахнулись (тем более управлять торпедой было непросто)? Или, например, перепутали цель из-за камуфляжа на танкере (на основном фото справа другие танкеры с таким же камуфляжем).
Управление «кайтен» было непростое плюс ко всему сам аппарат был не до конца «доведенным». Скорее всего водитель человеко-торпеды увидел перед собой первую попавшуюся цель(а цель попалась крупная) и произвел атаку.
Кстати, цель вполне достойная — все же без топлива и линкоры, и основная сила — самолеты — бесполезны. Интересно, что Ф. Шерман в своей книге постоянно упоминает, что, потрепав очередную японскую флотскую группировку, американские корабли отошли «принять топливо от танкеров». И ни разу не упоминает, чтобы японцы попытались атаковать сами американские танкеры, чтобы посадить американцев на голодный топливный паек. Хотя уж японцы-то, не имея своей нефти, должны были понимать ценность танкеров.
Editor: Хотя уж японцы-то, не имея своей нефти, должны были понимать ценность танкеров.
Всё это называется «Японской доктриной подводной войны». Она заключается в атаке в основном боевых кораблей, и пренебрежении к торговому тоннажу. В корне считаю неверной, конечно, но уж такие у этих парней были взгляды на войну. В этом ключе согласен с предположением, что смертник вполне мог перепутать танкер с авианосцем.
Не надо путать транспорт в составе эскадры в море и транспорт стоящий на рейде где-нибудь в тылу. При учебной атаке подводной лодкой авианосной ударной группы (я говорю про сегодняшний день)за главную цель допускается принять транспорт в составе ордера. А при его уничтожении оценка ставится «отлично», даже если авианосец или любой другой боевой корабль не повреждён. Ибо дорога ложка (транспорт с топливом для крейсера, эсминцев и фрегатов, боеприпасами и топливом для самолётов)к обеду. Радиус действия такой группы уменьшается в разы, кол-во самолётовылетов также снижается. При уничтожении корабля снабжения срывается задача авианосцу действовать в заданном районе заданное время. А вот при учебной… Читать далее »
sergey: Не надо путать транспорт в составе эскадры в море и транспорт стоящий на рейде где-нибудь в тылу.
Не надо писать в отношении меня всякую херню, я ничего не путаю.
Улити был не тылом, он был передовой базой для наступления американцев на Филиппины, именно этими танкерами непосредственно обеспечивались действия американских авианосцев.
Улити был довольно бойким местом в то время. Шерман про него много упоминает. Там можно было и пожирней цель отыскать.
Согласно мемуарам выжившего пилота такой управляемой торпеды — Ёкоты — управлять ей было практически невозможно. Даже просто на заданном курсе удерживать ее было трудно, не говоря уже про поиск «целей пожирнее».
Танкер уничтожен был? Охранялся? Таким же образом на якоре в Улити отстаивалось огромное количество других кораблей. В том числе и авианосцев.
Да, вот фото с другой точки — танкер горит как раз на фоне авианосца. Может быть, японцы промахнулись (тем более управлять торпедой было непросто)? Или, например, перепутали цель из-за камуфляжа на танкере (на основном фото справа другие танкеры с таким же камуфляжем).
Управление «кайтен» было непростое плюс ко всему сам аппарат был не до конца «доведенным». Скорее всего водитель человеко-торпеды увидел перед собой первую попавшуюся цель(а цель попалась крупная) и произвел атаку.
Кстати, цель вполне достойная — все же без топлива и линкоры, и основная сила — самолеты — бесполезны. Интересно, что Ф. Шерман в своей книге постоянно упоминает, что, потрепав очередную японскую флотскую группировку, американские корабли отошли «принять топливо от танкеров». И ни разу не упоминает, чтобы японцы попытались атаковать сами американские танкеры, чтобы посадить американцев на голодный топливный паек. Хотя уж японцы-то, не имея своей нефти, должны были понимать ценность танкеров.
Всё это называется «Японской доктриной подводной войны». Она заключается в атаке в основном боевых кораблей, и пренебрежении к торговому тоннажу. В корне считаю неверной, конечно, но уж такие у этих парней были взгляды на войну. В этом ключе согласен с предположением, что смертник вполне мог перепутать танкер с авианосцем.
Не надо путать транспорт в составе эскадры в море и транспорт стоящий на рейде где-нибудь в тылу. При учебной атаке подводной лодкой авианосной ударной группы (я говорю про сегодняшний день)за главную цель допускается принять транспорт в составе ордера. А при его уничтожении оценка ставится «отлично», даже если авианосец или любой другой боевой корабль не повреждён. Ибо дорога ложка (транспорт с топливом для крейсера, эсминцев и фрегатов, боеприпасами и топливом для самолётов)к обеду. Радиус действия такой группы уменьшается в разы, кол-во самолётовылетов также снижается. При уничтожении корабля снабжения срывается задача авианосцу действовать в заданном районе заданное время. А вот при учебной… Читать далее »
Не надо писать в отношении меня всякую херню, я ничего не путаю.
Улити был не тылом, он был передовой базой для наступления американцев на Филиппины, именно этими танкерами непосредственно обеспечивались действия американских авианосцев.