Снимок, очевидно, сделан 4-5 июля: суда конвоя ещё не начали рассредотачиваться «на произвол судьбы», но конвой уже начал нести потери от торпед немецких ПЛ.
Rogi: Имеется отдельное фото, непосредственно запечатлевшее с малой дистанции момент взрыва на британском транспорте «Наварино», на котором взрыв не выглядит столь масштабным. Очевидно это не «Наварино». До рассредоточения конвоя были торпедированы еще три судна. Получил торпеду транспорт «Кристофер Ньюпорт». После чего, прогремел мощный взрыв, выбросивший вверх языки пламени и клубы густого дыма. Две торпеды поразили танки № 15 и № 16, разорвав семь соседних, на советском танкере «Азербайджан». В небо на несколько десятков метров поднялся столб воды, огня и дыма. На танкере возник пожар. Одна торпеда попала в правый борт американского транспорта «Уильям Хупер». В результате у него взорвался котел… Читать далее »
Alex GM: можно предположить, что на фото запечатлено попадание либо в танкер «Азербайджан», либо в транспорт «Уильям Хупер».
Отличный комментарий. Если сопоставить со схемой походного ордера конвоя, получается, что скорее всего это — «Азербайджан» («Hooper» шёл концевым в левой колонне ордера).
Rogi: Подлодки во время перехода конвоя в строю никого торпедировать не смогли.
Из повреждённых авиацией 04.07.1942 судов конвоя, два («Newport» и «Hooper») в тот же день были потоплены подлодками.
Ну да, НАВАРИНО назвал навскидку — может быть и НЬЮПОРТ. Факт тот, что это судно на снимке получило торпеду не от подлодки. Оба добитых лодками судна к тому моменту, когда в них попадали подлодочные торпеды, уже отстали от остальных, находились вне строя, и поэтому не могут быть на данной фотографии.
Николай Победа: «Hooper» шёл концевым в левой колонне ордера
Положение кораблей в ордере я тоже учитывал. В работе «Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев», авторов М.Зефирова, Д. Дёгтева и Н.Баженова, указывается, что американский транспорт «Уильям Хупер», тоннажем 7177 брт, в момент торпедирования шел головным в пятой колонне ордера. В связи с чем, вероятность того, что наряду с танкером «Азербайджан» это мог быть и транспорт «Уильям Хупер», очевидно, остается.
Alex GM
Да, какая-то нестыковка. В других материалах, посвящённых конвою PQ-17 («Расположение торговых судов в конвое PQ-17 к 4 июля 1942 г.», «Схема атак немецких торпедоносцев вечером 4 июля 1942 г.») «У. Хупера» упорно ставят замыкающим в первую колонну ордера, а головным в пятой колонне обозначен английский транспорт «Р. Афтон» под флагом коммодора конвоя. Не могли же в течение относительно небольшого промежутка времени эти два судна поменяться местами?
Снимок, очевидно, сделан 4-5 июля: суда конвоя ещё не начали рассредотачиваться «на произвол судьбы», но конвой уже начал нести потери от торпед немецких ПЛ.
Подлодки во время перехода конвоя в строю никого торпедировать не смогли. Это скорее всего взорвался Navarino, пораженный торпедой самолета I./KG.26.
Rogi: Имеется отдельное фото, непосредственно запечатлевшее с малой дистанции момент взрыва на британском транспорте «Наварино», на котором взрыв не выглядит столь масштабным. Очевидно это не «Наварино». До рассредоточения конвоя были торпедированы еще три судна. Получил торпеду транспорт «Кристофер Ньюпорт». После чего, прогремел мощный взрыв, выбросивший вверх языки пламени и клубы густого дыма. Две торпеды поразили танки № 15 и № 16, разорвав семь соседних, на советском танкере «Азербайджан». В небо на несколько десятков метров поднялся столб воды, огня и дыма. На танкере возник пожар. Одна торпеда попала в правый борт американского транспорта «Уильям Хупер». В результате у него взорвался котел… Читать далее »
Отличный комментарий. Если сопоставить со схемой походного ордера конвоя, получается, что скорее всего это — «Азербайджан» («Hooper» шёл концевым в левой колонне ордера).
Rogi: Подлодки во время перехода конвоя в строю никого торпедировать не смогли.
Из повреждённых авиацией 04.07.1942 судов конвоя, два («Newport» и «Hooper») в тот же день были потоплены подлодками.
Ну да, НАВАРИНО назвал навскидку — может быть и НЬЮПОРТ. Факт тот, что это судно на снимке получило торпеду не от подлодки. Оба добитых лодками судна к тому моменту, когда в них попадали подлодочные торпеды, уже отстали от остальных, находились вне строя, и поэтому не могут быть на данной фотографии.
Положение кораблей в ордере я тоже учитывал. В работе «Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев», авторов М.Зефирова, Д. Дёгтева и Н.Баженова, указывается, что американский транспорт «Уильям Хупер», тоннажем 7177 брт, в момент торпедирования шел головным в пятой колонне ордера. В связи с чем, вероятность того, что наряду с танкером «Азербайджан» это мог быть и транспорт «Уильям Хупер», очевидно, остается.
Alex GM
Да, какая-то нестыковка. В других материалах, посвящённых конвою PQ-17 («Расположение торговых судов в конвое PQ-17 к 4 июля 1942 г.», «Схема атак немецких торпедоносцев вечером 4 июля 1942 г.») «У. Хупера» упорно ставят замыкающим в первую колонну ордера, а головным в пятой колонне обозначен английский транспорт «Р. Афтон» под флагом коммодора конвоя. Не могли же в течение относительно небольшого промежутка времени эти два судна поменяться местами?