Подводная лодка Балтийского флота «Лембит» в порту Хельсинки. После выхода Финляндии из войны в сентябре 1944 советские подводные лодки получили возможность базироваться на Ханко, Хельсинки и Турку. В частности «Лембит» с декабря 1944 года по март 1945 года проходила в Финляндии доковый ремонт.
Эстонская подводная лодка английской постройки «Лембит» была включена в состав Балтийского флота в августе 1940 года после вхождения Эстонии в состав СССР.
Эта подлодка известна тем, что 12 декабря 1944 года в подводном положении в результате случайного столкновения потопила немецкую подводную лодку U-479 со всем экипажем. Правда, ряд исследователей сильно сомневаются в возможности такого. Конец спорам может положить только обнаружение и обследование немецкой подлодки. Кроме того, в том же году «Лембит» потопил пароход «Хильма Лау», Дания, 2.414 брт. и немецкий тральщик М-3619, 150 брт. А вот на минах выставленных «Лембитом» в 1941, 1944-45 гг. погибли три парохода, плавучая база «МозельI», минный заградитель «Паукку», буксир, рыболовный траулер, немецкий тральщик М-421 и сторожевой корабль Vs-343.
М.3619 не погиб и войну пережил. Путаница пошла от Ровера, который неверно прочел документ, в котором М.3619 только докладывал о спасении человека с РТ ТАУНУС, который действительно потопила сов. ПЛ предыдущим днем.
ПАУККУ на мину не попал — выброшен на берег штормом.
Нем. буксир ПИОНЕР-5 на самом деле удрал в Швецию с двумя фенрихами, о чем есть шведские доки. После войны его немцам вернули. Да и осадка у него слишком мала для мины.
Мозель — не ПБ, а торпедовоз, погиб на нем. донных минах.
М.421 на брит. авиамине погиб.
После зачисления лодки в состав ВМФ СССР экипаж полностью сменили. Для обучения советского экипажа привлекли несколько бывших эстонских подводников, ранее служивших на лодке.
Данные самые свежие от М. Морозова и из немецких документов. Про М.3619 я лично читал, про Пионера 5 и его бегство в Швецию сообщил Теодор Доргайст — весьма известный немецкий исследователь, хотя и любитель.
smarton2010: Понятно, я так и думал, но всё-таки надеялся, может «не всех съели»?
Какой смысл Вы вкладываете в слово «съели»? Я читал, что командир ПЛ и часть команды уволились, выразив нежелание служить. Часть эстонской команды , симпатизирующая новому порядку, осталась служить дальше.
Из экипажа 5 сверхрочников остались служить — им даже дали мичманов. А офицеров погнали. Командира ЛЕМБИТ Шмидехельма в июле 1941 арестовали как немецкого пособника и в мае 1942 расстреляли. Остальных офицеров с началом войны посадили в лагеря.
Так они увололись, потому что не желали служить, или их погнали?
Просто интересна политика РККА и РККФ в отношении офицерских кадров армий балтийских государств. Был ли у них шанс продолжить службу?
Официально запретили оставлять экипажи, но разрешили в порядке исключения оставаться мл. начсоставу. Однако бывшие офицеры привлекались для работы в комиссии по приемке кораблей и ПЛ.
Т.е. командиров и старших офицеров не оставили бы даже если бы они захотели. А уж хотели ли они — тут я не знаю.
С удивлением узнал что лодка жива и сейчас. Служит музеем у эстонцев в Таллине.
Эта подлодка известна тем, что 12 декабря 1944 года в подводном положении в результате случайного столкновения потопила немецкую подводную лодку U-479 со всем экипажем. Правда, ряд исследователей сильно сомневаются в возможности такого. Конец спорам может положить только обнаружение и обследование немецкой подлодки. Кроме того, в том же году «Лембит» потопил пароход «Хильма Лау», Дания, 2.414 брт. и немецкий тральщик М-3619, 150 брт. А вот на минах выставленных «Лембитом» в 1941, 1944-45 гг. погибли три парохода, плавучая база «МозельI», минный заградитель «Паукку», буксир, рыболовный траулер, немецкий тральщик М-421 и сторожевой корабль Vs-343.
М.3619 не погиб и войну пережил. Путаница пошла от Ровера, который неверно прочел документ, в котором М.3619 только докладывал о спасении человека с РТ ТАУНУС, который действительно потопила сов. ПЛ предыдущим днем.
ПАУККУ на мину не попал — выброшен на берег штормом.
Нем. буксир ПИОНЕР-5 на самом деле удрал в Швецию с двумя фенрихами, о чем есть шведские доки. После войны его немцам вернули. Да и осадка у него слишком мала для мины.
Мозель — не ПБ, а торпедовоз, погиб на нем. донных минах.
М.421 на брит. авиамине погиб.
Очень жаль, что в разных источниках противоречивые или ошибочные данные. Уже не знаешь кому и верить.:(((
Интересна судьба эстонского экипажа в 1940. Остались и вошли в состав КБФ вместе с лодкой или …? Кто-нибудь что-нибудь знает?
После зачисления лодки в состав ВМФ СССР экипаж полностью сменили. Для обучения советского экипажа привлекли несколько бывших эстонских подводников, ранее служивших на лодке.
Данные самые свежие от М. Морозова и из немецких документов. Про М.3619 я лично читал, про Пионера 5 и его бегство в Швецию сообщил Теодор Доргайст — весьма известный немецкий исследователь, хотя и любитель.
Понятно, я так и думал, но всё-таки надеялся, может «не всех съели»?
Какой смысл Вы вкладываете в слово «съели»? Я читал, что командир ПЛ и часть команды уволились, выразив нежелание служить. Часть эстонской команды , симпатизирующая новому порядку, осталась служить дальше.
Из экипажа 5 сверхрочников остались служить — им даже дали мичманов. А офицеров погнали. Командира ЛЕМБИТ Шмидехельма в июле 1941 арестовали как немецкого пособника и в мае 1942 расстреляли. Остальных офицеров с началом войны посадили в лагеря.
Мичман в то время было высшим званием старшин.
Переносный, конечно.
Так они увололись, потому что не желали служить, или их погнали?
Просто интересна политика РККА и РККФ в отношении офицерских кадров армий балтийских государств. Был ли у них шанс продолжить службу?
Официально запретили оставлять экипажи, но разрешили в порядке исключения оставаться мл. начсоставу. Однако бывшие офицеры привлекались для работы в комиссии по приемке кораблей и ПЛ.
Т.е. командиров и старших офицеров не оставили бы даже если бы они захотели. А уж хотели ли они — тут я не знаю.
Спасибо за разъяснение. Если не секрет, откуда информация?
Никаких секретов. Морская коллекция — 2008-10 — Англичане в Красном флоте (подводные лодки британской постройки в составе КБФ), Мирослав Морозов.
…в левом углу борт «катюши»..
в данный момент лодка выставленна в филиале морского музея города Таллина lennusadam.eu/ru/2012-06-19-08-19-18