Железнодорожное полотно на станции Старушка Копаткевичского района (ныне Петриковского района Гомельской области), разрушенное партизанской бригадой №37 имени Пархоменко.
Есть описание следующего способа, использованного партизанами еще в гражданскую войну, это когда частично вынимался грунт с одного края шпалы, а у последующей с другого края и так в шахматном порядке. Поезд заходя на такой участок, согласно версии излагающего, должен был своим весом сам разваливать полотно. Если это так, то он еще должен был начать раскачиваться нехило и если участок с вынутым грунтом продолжительный, то мог вполне и опрокинуться. Способ упоминается в книге А.Вольфа «В чужой стране» о действиях партизанской бригады » За Родину!» на территории Бельгии(!). Бригада состояла в основном из военнопленных бежавших с угольных шахт провинции Лимбург. Но данный… Читать далее »
У Линькова (Война в тылу врага) есть описание подобной операции. Были мобилизованы близлежащие деревни, по просьбе населения имитировалось принуждение, вплоть до стрельбы в воздух. Партизаны выставили заслоны, а население на лошадях завезли рельсы в болото,сожгли шпалы и срыли насыпь.
Кончилось тем, что немцы «съимитировав» принуждение, восстановило все силами того же населения.
Полотно местами взрывали — видны несколько изогнутых рельс (не естественные радиусы даже для горловины станции). Ближайшие шпалы лежат как попало но явных следов повреждения не имеют, основной массив рельсов отсутствует. На магистралях тогда использовались рельсы Р-65 или Р-75 (цифра соответствует весу погонного метра нового рельса) длинной по 15 м. Даже с применением техники на такой погром нужно время, то есть это не просто по тихому подорвали и ушли, а захват станции и удержание её некоторое время. Версия с затоплением рельсов в ближайшем болоте кажется мне наиболее вероятной, так как извлечь их от туда даже зная место задача не простая (в… Читать далее »
Даже с применением техники на такой погром нужно время, то есть это не просто по тихому подорвали и ушли, а захват станции и удержание её некоторое время.
3 августа 1943, вторник
Бригада в составе всех отрядов атаковала железную дорогу между станциями Старушки и Житковичи. Участок дороги полностью выведен из строя, порвано 1043 рельса. В бою за оседлание железной дороги убит один партизан, ранены — четыре, контужены — пять.
Вы что? Р-65 используются сейчас. Тогда максимум Р-45. Но сути не меняет, вручную не утащить.
Цитата «В путь укладывали более тяжелые рельсы: сначала типа Р43 улучшенного профиля, а с 1949 года — типа Р50. В 1950 году начался прокат опытной партии рельсов Р65. Это позволило увеличить нагрузку от оси подвижного состава на рельсы, повысить скорость и безопасность движения.» Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941 -1945.
Похоже, не взорвано, а разобрано вручную. Возможно, то и другое.
Есть описание следующего способа, использованного партизанами еще в гражданскую войну, это когда частично вынимался грунт с одного края шпалы, а у последующей с другого края и так в шахматном порядке. Поезд заходя на такой участок, согласно версии излагающего, должен был своим весом сам разваливать полотно. Если это так, то он еще должен был начать раскачиваться нехило и если участок с вынутым грунтом продолжительный, то мог вполне и опрокинуться. Способ упоминается в книге А.Вольфа «В чужой стране» о действиях партизанской бригады » За Родину!» на территории Бельгии(!). Бригада состояла в основном из военнопленных бежавших с угольных шахт провинции Лимбург. Но данный… Читать далее »
Причём не просто разобрали, а ещё рельсы унесли, наверное до ближайшего болота.
У Линькова (Война в тылу врага) есть описание подобной операции. Были мобилизованы близлежащие деревни, по просьбе населения имитировалось принуждение, вплоть до стрельбы в воздух. Партизаны выставили заслоны, а население на лошадях завезли рельсы в болото,сожгли шпалы и срыли насыпь.
Кончилось тем, что немцы «съимитировав» принуждение, восстановило все силами того же населения.
Полотно местами взрывали — видны несколько изогнутых рельс (не естественные радиусы даже для горловины станции). Ближайшие шпалы лежат как попало но явных следов повреждения не имеют, основной массив рельсов отсутствует. На магистралях тогда использовались рельсы Р-65 или Р-75 (цифра соответствует весу погонного метра нового рельса) длинной по 15 м. Даже с применением техники на такой погром нужно время, то есть это не просто по тихому подорвали и ушли, а захват станции и удержание её некоторое время. Версия с затоплением рельсов в ближайшем болоте кажется мне наиболее вероятной, так как извлечь их от туда даже зная место задача не простая (в… Читать далее »
В Интернете есть хроника партизанской войны на Полесской железной дороге, в том числе в районе станции Старушки: http://www.ljuban.by/index.php?option=com_content&view=article&id=597:—1941—1944-1943-&catid=3&Itemid=6
Весьма масштабно там партизаны действовали.
Вы что? Р-65 используются сейчас. Тогда максимум Р-45. Но сути не меняет, вручную не утащить.
Цитата «В путь укладывали более тяжелые рельсы: сначала типа Р43 улучшенного профиля, а с 1949 года — типа Р50. В 1950 году начался прокат опытной партии рельсов Р65. Это позволило увеличить нагрузку от оси подвижного состава на рельсы, повысить скорость и безопасность движения.» Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941 -1945.