Немецкий пассажирский лайнер «Кап Аркона» (Cap Arcona) в порту Гамбурга. С 1940 по 1942 гг. судно использовалось как плавучая казарма. В 1945 году использовалось как плавучая тюрьма.
В конце апреля 1945 года лайнер «Кап Аркона» прибыл в Нойштадтскую бухту. К тому времени лайнер переоборудовали в плавучую тюрьму. В нем намечалось перевезти свыше 4500 узников концлагеря Штуттгофа возле Данцига, Нойенгамме возле Гамбурга и Дора-Миттельбау возле Нордхаузена — представителей как минимум тридцати национальностей. На Нюрнбергском процессе гауляйтер и имперский комиссар морских перевозок Карл Кауфман уверял, что узников предполагалось вывезти в Швецию. Однако, шеф гамбургской полиции и СС, граф Георг-Хеннинг фон Бассевиц-Бер на том же процессе показал, что Гиммлер приказал затопить «Кап Аркону» со всеми находящими на борту заключенными. Это должны были сделать или люфтваффе, или немецкие подводные лодки. По другой версии, корабль хотели взорвать.
Узников посадили на «Кап Аркону» 26-28 апреля, а 3 мая, за 4 дня до капитуляции Германии, лайнер вместе с двумя другими судами: «Тильбеком» и «Дойчланд», тоже перевозившими заключенных концлагерей, атаковали британские истребители-бомбардировщики Хоукер Тайфун Mk.IB. Вскоре после начала атаки «Кап Аркона» загорелся и позднее перевернулся. Бросавшихся в воду людей расстреливала британская авиация, а также охранники СС. «Мы расстреливали их в воде из 20-миллиметровых пушек, — вспоминал позднее Аллан Вайз, один из летчиков участвовавшей в нападении 193-й эскадрильи британских ВВС. — Это был кошмар, но нам отдали приказ и мы его выполнили. Такова война!»
Предположительно, британское командование и сами летчики не знали, что «Кап Аркона» везет не военные грузы и немецких военнослужащих, а узников концлагеря. Впрочем, по одной из версий, в командовании такой информацией обладали, но по какой-то причине не довели ее до летчиков.
Из 4500 пассажиров «Кап Арконы» уцелело менее 8%, только 350 заключенных. Значительно ниже оказались потери среди немцев, находившихся на борту: из 600 человек благодаря спасательным жилетам несмотря на холодную воду, температура которой в тот день не превышала 7°, уцелели почти 500. Немецкие траулеры спасли 16 моряков, около 450 эсэсовцев и 20 надзирательниц.
Вместе с «Кап Арконой» были потоплены и два других корабля. Общие потери в тот день оцениваются как минимум в 5000 человек. Потопление «Кап Арконы» считается четвертой по масштабам морских катастроф в истории человечества.
Написать комментарий