251

Re: Автотехника

Этот пост – о доброй советской традиции находить военное применение практически любому гражданскому транспорту. Ранее это было продемонстрировано это на примере городских автобусов (http://waralbum.ru/bb/viewtopic.php?pid=133993#p133993), а сегодня вы сможете узнать, сколько фугасных реактивных снарядов для БМД-20 за один раз способен увезти самосвал-«сельхозник» ГАЗ-САЗ-53Б, сколько человек личного состава с полным снаряжением может поместиться в полукруглом кузове строительного самосвала-бетоновоза ЗИЛ-ММЗ-555 и сколько танковых дизелей влезает в полуприцеп седельного тягача МАЗ-504. В СССР все это самым тщательным образом это было просчитано в 1969 году, и результаты этих подсчетов свели в справочный фотоиллюстрированный альбом. Всего в этом справочнике содержится добрая сотня картинок; некоторые из них сейчас будут представлены  вашему вниманию.

Первым «экспонатом» у нас сегодня будет сельскохозяйственный самосвал ГАЗ-САЗ-53Б. По своему изначальному роду деятельности он был призван перевозить в колхозах зерновые культуры, силос, картофель и прочий навоз. Оснащен он прямоугольной бортовой платформой с 3-сторонней разгрузкой. Поверх основных цельнометаллических бортов конструкцией предусмотрена установка дополнительных деревянных надставок, практически удваивающих полезную вместимость (до 9 кубических метров). Испытуемый же экземпляр «газика» побывал на 38-м Опытном заводе Министерства обороны, где его оснастили съемными деревянными лавками и длинной металлической лестницей-трапом. Залезать в кузов через высоченные надставные борта – удовольствие сомнительное. Но вариантов нет, на этом самосвале задний борт нельзя откинуть вниз, как на простом бортовом грузовике, поскольку его навеска выполнена на верхних петлях. Как видно на фотографиях, в транспортном положении снятые лавки крепились снаружи правого бокового борта, а снятая лесенка – снаружи заднего борта.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/230233/pub_5a9b1f0c5713d74573b4394d_5a9b1f6055876b35f4d7f3f6/orig



На трех лавочках «газика» удалось разместить 21 бойца. При грузоподъемности машины в районе 3,5 тонн коэффициент использования грузоподъемности (КИГ) составил 0,63.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/112656/pub_5a9b1f0c5713d74573b4394d_5a9b1f791aa80c5b46831c82/orig



Теперь на очереди перевозка армейских грузов. Картина маслом: мирный «газон»-зерновоз под завязку загружен смертоносным тяжелым вооружением… 200-мм фугасные реактивные снаряды МД-20-Ф для реактивной системы БМД-20 – чересчур громоздкие, «с шапкой» в кузов влезло только 10 штук, недоиспользовано 18% грузоподъемности. А вот 140-мм турбореактивные снаряды М-14-ОФ для пусковой установки БМ-14 – для этой машины самое то: при исчерпании грузоподъемности занимают уже почти весь объем платформы (на этом фото и далее верхние ярусы груза не установлены для удобства подсчетов). Также идеально укладываются в «газон» ящики с противотанковыми минами ТМ-57 (КИГ в этом случае достигает значения 0,99). А на нижнем правом фото показана погрузка в кузов 28 авиабомб модели ОФАБ-100. Как видно, поместились они отлично – как буд-то тут и были – но с перегрузом в 550 килограмм, водиле это надо будет учитывать.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/235144/pub_5a9b1f0c5713d74573b4394d_5a9b1f8d77d0e6d6b8dbedfc/orig



Сельский «газон» прекрасно подошел и для перевозки трех контейнеров типа КП-2 под ГСМ либо одной бочки типа Р-4 с горючим (в обоих случаях, правда, зафиксирован перегруз порядка полутонны). Танковых дизелей без упаковочных ящиков влезло три единицы, а полковой танковый комплект с запчастями разместился в кузове целиком. Что тут скажешь - к строевой службе «газон» годен.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/151304/pub_5a9b1f0c5713d74573b4394d_5a9b1fa1482677a36c1ab87e/orig



Наш второй испытуемый – строительный самосвал ЗИЛ-ММЗ-555. Для своего времени это была весьма своеобразная машина, в которой благодаря полукруглому сечению кузова легко возили даже бетон: поскольку на днище нет углов, то и груз (бетон) к нему практически не прилипал. И вот даже этот самосвал умудрились приспособить для перевозки личного состава, причем помимо лавок и спинок-надставок в кузов пришлось ставить еще и специальные упоры для ног – ведь ровного пола в таком кузове попросту нет! В результате «зилок» смог увезти в своем кузове 3-кубовой размерности 15 бойцов, но при грузоподъемности в районе 4,5 т КИГ при этом остается очень и очень скоромным – 0,38.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/195350/pub_5a9b1f0c5713d74573b4394d_5a9b1fb2799d9dd519f13620/orig



Небольшой кузов ЗИЛа был ожидаемо плохо приспособлен для транспортировки легковесных грузов. Вот, например, сухари в мешках, даже будучи нагруженными со здоровенной горкой, использовали лишь 1,2 тонны грузоподъемности (КИГ равен 0,28). Ничуть не лучше обстояли дела и с покрышками для грузовиков ГАЗ, коих уместилось лишь 1,34 тонны (КИГ равен 0,3). Контейнеров КП-2 с горючим в кузов влезло 2 штуки (КИГ=0,58), а резервуар РА-2М с окислителем для ракетного топлива – всего один, но в этом случае хоть КИГ получился более-менее приличный (целых 0,73).

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/112656/pub_5a9b1f0c5713d74573b4394d_5a9b1fc18c8be378e766fbf0/orig



Из-за скругленной формы зиловского кузова тарные грузы в ящиках размещаются в нем не лучшим образом: с грехом пополам удалось впихнуть в него лишь 1,54 тонны противопехотных мин модели ПМД-6. Более компактные ящики со взрывчаткой укладываются уже получше: их помещается аж 3,3 тонны. А маленькими и весьма тяжелыми гусеничными траками без упаковки удается занять уже весь кузов с полным использованием грузоподъемности. Но в то же время легких парашютов в машине уместилось всего на 1,3 тонны.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/44972/pub_5a9b1f0c5713d74573b4394d_5a9b1fd21410c309f64e108d/orig



На фото слева – погрузка минного трала КМТ-4: он занимает весь полезный объем кузова, да только весит при этом всего 1,4 тонны, поэтому КИГ оказался равным только 0,31. Ниже показана погрузка реактивных снарядов 9М14 для ПТРК «Малютка» в ящиках. КИГ тут получается еще меньше – всего 0,23, поскольку в нижней округлой части платформы остается много пустоты. Справа показана погрузка авиабомб ОФАБ-100 и САБ-500: из-за громоздкости в зиловский кузовок они тоже укладываются никак не оптимально, используя лишь 37…42% от запаса грузоподъемности.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/52716/pub_5a9b1f0c5713d74573b4394d_5a9b1fe3168a91ee3b2fe22e/orig



А вот опять строительный самосвал, только на этот раз более тяжелый – 7-тонный МАЗ-503Б. Его кузовок вместимостью 5 кубометров лишь немножко подлиннее зиловского, хотя бы пол у него ровный. Трансформация по уже знакомому принципу: маленькие деревянные надставки для бортов, выполняющие попутно роль спинок, деревянные лавки, металлическая лесенка. Причем лесенку на сей раз сделали короткой, потому как наружные усилители заднего борта платформы предполагалось использовать как подножки. Ох, и какими скользкими они становились после того, как на них налипала мокрая глина с солдатских сапог… Между тем, в кузове МАЗа удалось разместить 21 бойца – прямо как в более легком «газоне». А ведь у МАЗа-то грузоподъемность вдвое выше газоновской – 7 тонн, и «расходовалась» она в данном случае всего лишь на 31%. Страшно даже представить, как при такой небольшой загрузке трясло солдатиков на жестких деревянных лавках в кузове этого самосвала.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/61795/pub_5a9b1f0c5713d74573b4394d_5a9b1ff558166990de7add8d/orig



Фото в первом столбце: в кузов МАЗа влезают 4-тонная бочка Р-4 с ГСМ или пара резервуаров РА-2М с компонентами ракетного топлива. Во втором столбце показаны погрузка мягкой резинотканевой бочки МР-4 для ГСМ (раньше даже не знал о существовании таких штук, честно говоря) и коробки с противотанковыми минами ТМ-57. В обоих случаях имеющаяся грузоподъемность используется всего лишь наполовину (КИГи везде подписаны). Третий столбец – погрузка 1,7 тонны сухарей и трех фугасных авиабомб ФАБ-1500 общим весом 5,82 тонны.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/62917/pub_5a9b1f0c5713d74573b4394d_5a9b200c5f496793fcf6137a/orig


Для погрузки ящиков с крупнокалиберными унитарными патронами и снарядами, ПТУРСами и выстрелами к противотанковому гранатомету СПГ-9 кузов самосвала МАЗ-503Б подходит совсем неважно, позволяя использовать в лучшем случае половину запаса грузоподъемности (КИГ – от 0,23 до 0,58). Зато мелкорасфасованных патронов калибра 7,62 мм при загрузке чуть выше надставок в кузов влезает ровно 7 тонн! Вот только какой же знатный геморрой, наверное, их оттуда потом выгружать, когда укладка в кузове получилась очень плотная, а ни одного борта откинуть нельзя… На последнем фото – загрузка 8 цилиндрических укупорок под реактивные снаряды модели МД-20-Ф: то, как идеально точно они легли в кузов, вообще наводит на мысль, что возможность их перевозки была заложена инженерами в конструкцию самосвальной платформы еще на стадии ее проектирования!

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/175962/pub_5a9b1f0c5713d74573b4394d_5a9b201da936f446a0900859/orig



Последние погрузки с самосвалом МАЗ-503Б: покрышки для «газонов» и КрАЗов, ящики с запасными частями, контейнеры КП-2 и ящики со взрывчаткой. Из всего этого ассортимента всю грузоподъемность самосвала не смог «съесть» ни один из грузов, более-менее нормальный КИГ получился только у «комплекта запчастей № 1» (0,83) и взрывчатки (0,72).

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/249065/pub_5a9b1f0c5713d74573b4394d_5a9b2030fd96b16eb45e2c45/orig




А вот подошла очередь канонической сцепки из седельного тягача ЗИЛ-130В1 с бортовым полуприцепом ОдАЗ-885: на шести лавках в его кузове поместились уже 36 бойцов! Это, между прочим, больше, чем количество мест для сидения в салоне у автобуса ЛАЗ-695Н! Грузоподъемность такого автопоезда – даже больше, чем у МАЗа-самосвала: 7,5 тонн, а объем платформы равен 8 кубометрам (а с надставными бортами уже все 12,5 кубов). КИГ здесь получился равным 0,52.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/175962/pub_5a9b1f0c5713d74573b4394d_5a9b206c256d5cdffbf85bd7/orig



Соотношение грузоподъемности и вместимости зиловского полуприцепа вышло оптимальным в случаях перевозки патронов, выстрелов для гранатометов, мешков с мукой: по этим позициям КИГ=1 при полном использовании объема. Хорошо (лишь с небольшим перегрузом) в кузове размещаются металлические 200-литровые бочки. Пара топливных резервуаров Р-4 тоже влезают в кузов хорошо, но перегруз при этом уже вплотную приближается к 500 кг. А деревянные бочки с животными жирами, полностью заняв платформу, недоиспользуют 22% грузоподъемности.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/128694/pub_5a9b1f0c5713d74573b4394d_5a9b207d9b403cc418c66ded/orig



Запчасти, контейнеры КП-2 и сухпайки размещаются в кузове хорошо (КИГ по ним равен 0,75…1), а вот для коробок с макаронами и шин к грузовикам КрАЗ вместимость платформы полуприцепа оказывается сильно недостаточной (КИГ=0,45 и 0,65 соответственно).

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/60743/pub_5a9b1f0c5713d74573b4394d_5a9b208f9e29a2d7ef744484/orig



В первом столбце – автопоезд загрузили ящиками с противотанковыми и противопехотными минами (КИГ=0,87 и 0,82). Во втором столбце показана загрузка громоздкими, но очень легкими подвесными баками (в одиночные самосвалы они не помещались вовсе), а также пятью ящиками с танковыми дизелями суммарным весом около 6 тонн. Третий столбец – это 4 авиационные бомбы ФАБ-1500, загрузить которые удалось с откинутым задним бортом (и перегрузом на 260 кг), и 12 ящиков с «комплектами изделия ИС» (за этим достаточно нейтральным названием на деле скрываются ракеты К-51).

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/142473/pub_5a9b1f0c5713d74573b4394d_5a9b20dd77d0e6d6b8dbee03/orig

https://zen.yandex.ru/media/nmarkov/sov … om=channel

Отредактировано zveroder (03.09.2018 11:05:03)

252

Re: Автотехника

Итальянский артиллерийский трактор (тягач) Pavesi P4 на испытаниях в британской армии; 1929-й год.

https://img-fotki.yandex.ru/get/15496/69185483.837/0_14c7c1_36bf4fc_XL.jpg



Серия тягачей (5 машин), предназначенных для испытаний британцами была произведена в том же 1929-м году на мощностях Armstrong Siddeley

https://img-fotki.yandex.ru/get/5011/69185483.837/0_14c7c2_a379c930_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/9301/69185483.837/0_14c7c3_aa4d3a7b_XL.jpg

253

Re: Автотехника

На рубеже 1930-х и 1940-х годов, фирма Cook Brothers из Лос-Анджелеса представила армии США свой оригинальный бронированный автомобиль для использования в пустыне, а так же по труднопроходимой обычной технике местности, в котором применялась колесная формула 8 × 8.  Бронемашина называлась EDV - Экспериментальная пустынная машина/

http://odkrywca.pl/forum_pics/picsforum13/edv_cook_bros.jpg



Армия США заинтересовалась этой интересной разработкой, и на основе ее решила сделать заказ на прототип истребителя танков на аналогичном шасси с примененной колесной формулой 8 × 8.
Так возникла идея создания истребителя танков (самоходной артиллерийской установки) T55 под названием Cook Interceptor.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/95163/pub_5acc79c257906afe5de73dd8_5acc79f855876b871195d8c5/scale_1200



T55 и T55E1
Работы по созданию истребителя танков Т55 начались в 1941 году. Первый прототип был произведен в 1942 году, его отправили на полигонные испытания. Прототип колесного истребителя танков неплохо перемещался по труднопроходимой местности, однако было выявлено много мелких недочетов и сбоев.

http://www.smartage.pl/wp-content/uploads/2015/05/428.jpg



В результате, американская армия заказала еще один прототип - T55E1, который должен был стать улучшенной версией своего предшественника.
Строительство нового прототипа было завершено в 1943 году и немедленно отправлено на испытания в Абердинский испытательный полигон.
T55E1 оказался существенно лучше своего предшественника T55. Прототип с успехом справлялся с испытаниями, без особых проблем поднимаясь на склоны под углом до 37 градусов, а так же преодолевая водные преграды до 0,9 метров глубиной. Максимальную скорость на шоссе T55E1 развивал до 96,5 км/ч

http://www.smartage.pl/wp-content/uploads/2015/05/338.jpg

http://cdn-live.warthunder.com/uploads/d0/3dea014d3d675c4dbf7af8f9cea193cc27414f_mq/T55E1.jpg

http://www.warwheels.net/images/T55E1gmcHaugh%20(3).jpg

Вооружен T55E1 был 76-ти мм пушкой М7, а так же зенитным пулеметом Browning M2HB калибра 12,7 мм


https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1221393/pub_5c671a6eb46ce100ae92df5b_5c67c0468ce89400ae5b333a/scale_2400


Несмотря на первоначальный энтузиазм, в 1943 году программа по созданию маневренных истребителей танков была полностью свернута. Достаточно хорошие результаты полигонных испытаний, показанные прототипом T55E1, не убедили руководство армии США в необходимости производства, посчитав, что данные разработки на тот момент не имеют никаких перспектив.
https://zen.yandex.ru/media/guns_review … 00ae92df5b

254

Re: Автотехника

А вот что ранее, в конце 20-х делали американцы, это было время экспериментов. В 1928-30 годах было построено 6 броневиков на шасси коммерческих грузовиков. Все они были в общем-то похожи, но самым интересным получился Armoured Car T9. В качестве базы для трехместной боевой машины выступило шасси "Плимута", боевая масса оказалась немногим больше 1,5 тонн. Размеры видны по фото. Американские военные особо не оценили идею, и дальше опытов дело не пошло.

https://ic.pics.livejournal.com/yuripasholok/765139/11155690/11155690_original.jpg

http://images.vfl.ru/ii/1324774476/127a9ff7/249426.jpg

255

Re: Автотехника

Некоторые автомобили семейства "Тигр"

https://twower.livejournal.com/1182205.html

256

Re: Автотехника

Тут посмотрел ранее вставленные в тему Григорием ( griha45 ) отечественные разработки на основе полугусеничного грузового автомобиля ЗиС-42 http://waralbum.ru/bb/viewtopic.php?pid=2083#p2083 , однако некоторые из них так и не засветились - бронетранспортёры ТБ-42 и Б-3

С ЗиС-42, фактически модернизированного ЗиС-22, полностью демонтировалась транспортная площадка и кабина водителя, на месте которых предполагалось установить бронированный корпус, внешне схожий корпусом немецких бронетранспортеров типа Sd.Kfz.251\252 «Ганомаг».

База для ТБ-42, полугусеничный грузовик ЗиС-42

http://armedman.ru/wp-content/uploads/2015/11/TB-42-3.jpg


Все бронелисты устанавливались под рациональными углами наклона, борта были выполнены двускатными. Двигатель защищался капотом с двухсекционными лобовыми жалюзи, а для доступа к агрегатам силовой установки имелось два прямоугольных люка в верхних наклонных бронелистах.

Макет бронетранспортера ТБ-42. Корпус машины и правда напоминает «ганомаг»

http://armedman.ru/wp-content/uploads/2015/11/TB-42-1.jpg


Кабина водителя была отделена от транспортного отсека бронеперегородкой. Обзорность водителю обеспечивали четыре люка закрываемые в боевом положении бронированными крышками: два в лобовом листе и два по бортам. Кроме того, предусмотрели возможность ведения огня из пулемета пехотного калибра типа ДП или ДТ, для чего справа от водителя (под смотровым люком) сделали круглую бойницу.
Транспортно-десантный отсек был рассчитан на перевозку 14 человек или аналогичного по массе груза (около 1500 кг). Над местом каждого солдата имелся прямоугольный люк. Экипаж состоял из 2 человек: водителя и его помощника, также выполнявшего функции пулеметчика.
Проект бронетранспортера ТБ-42 был принят к реализации в начале 1943 года, однако для начала решили построить полноразмерный макет корпуса. «На бумаге» ТБ-42 смотрелся прекрасно, но даже и тут было ясно, что машина будет перетяжелена.
Вес брони и оборудования в лучшем случае составит около 500 кг, боевая масса приблизиться к 8500 кг, а это уже далеко выходило за пределы той нагрузки, на которую были рассчитаны двигатель и рама ЗиС-42. Говорить о сохранении прежней проходимости, маневренности и управляемости, тут было нельзя.
Тщательно взвесив все за и против, специалисты главного автобронетанкового управления решили не передавать ТБ-42 в серийное производство и обойтись экспортными поставками.
Первоначально планировалось построить 5 экспериментальных ТБ-42 для фронтовых испытаний, но проект так и не прошел дальше деревянного макета.
http://armedman.ru/avtobronetehnika/193 … tb-42.html

Дальше во время войны шли модернизации и переделки выпускавшихся на ЗиСе полугусеничных грузовиков/тягачей ЗиС-22/42, Их основой также был грузовик ЗИС-5, но уже  другие перспективные силовые агрегаты и доработанные гусеничные движители с передними ведущими звездочками и четырьмя опорными катками от легкого танка Т-70М. Название тягач получил - АТ-3.
Управление им осуществлялось как при помощи передних колес, так и путем подтормаживания гусеницы одного из бортов. На испытаниях с буксируемой гаубицей он развивал скорость не более 37 км/ч.

Заводские испытания полугусеничного тягача АТ-3 с гаубицей. 1943 год

https://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/4/7/5/12556574.jpg

https://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/5/7/5/12556575.jpg



В начале 1944 года, с оглядкой на боевые машины воюющих сторон, на основе АТ-3 был построен опытный полугусеничный пулеметный бронетранспортер Б-3 с открытым 12-местным бронекорпусом для транспортировки пехоты, разведки, охранения, буксировки орудий и эвакуации раненых. Первоначально планировалось установить на нем пробный уральский 95-сильный мотор ЗИС-МФ, но затем всё свелось к двигателю ЗИС-5М в 78 сил и типовым узлам от ЗИС-5. На приемочных испытаниях БТР буксировал 76-мм пушку с орудийным расчетом, но из-за перегрева двигателя и слабости трансмиссии показал отрицательные результаты.

http://zonwar.ru/images/tank/armored_2mv/B-3_2.jpg

http://zonwar.ru/images/tank/armored_2mv/B-3_3.jpg

Из-за низкой надежности опытного образца и отрицательных результатов испытаний работа над проектом была свернута, и Б-3 не вышел из стадии прототипа.
По окончании войны модель Б-3 послужила идейной основой известной колесной бронемашины БТР-152.
https://www.kolesa.ru/article/vojna-spi … eudachnymi
http://zonwar.ru/bronetexnika/armored_I … arfiles.ru

Отредактировано zveroder (03.07.2019 14:36:58)