176

Re: Военная техника - памятники

Памятник подводной лодке М-104 «Ярославский комсомолец». Ярославль.
Заложена 29 октября 1940 года под стапельным номером 301 на заводе № 112 «Красное Сормово» в Горьком. Спущена на воду 10 апреля 1941 года. С началом Великой Отечественной войны строительство было заморожено, так как завод сконцентрировался на выпуске танков.
25 августа 1942 года подводная лодка в разобранном виде погружена на транспортёр и отправлена по железной дороге на доработку на завод № 402 в г.Молотовск (ныне Северодвинск), куда прибыла 1 сентября 1942 года, в тот же день зачислена в отдельный учебный дивизион подводных лодок. Вторично спущена на воду 24 сентября 1942 года. 23-26 ноября переведена в СРЗ ГУ Севморпути в посёлке Роста в Мурманске для достройки, проведения испытаний и боевой подготовки. Затем переведена в Екатерининскую гавань (Полярное).
В начале 1943 года в рамках широкого общесоюзного движения по инициативе молодёжи колхоза «Заря свободы», воодушевлённой постройкой на собранные средства эскадрильи боевых самолётов «Ярославский комсомолец», комсомольцы и молодёжь Ярославской области собрали около 5,5 миллионов рублей на строительство подводной лодки. Этих денег хватало на новую подлодку типа «Малютка», и было принято решение присвоить наименование «Ярославский комсомолец» подлодке  М-104, что и было сделано 22 февраля 1943 года приказом наркома ВМФ (впервые советская субмарина получила собственное имя).
10 февраля 1943 года М-104 «Ярославский комсомолец» вступила в строй. 20 февраля перечислена в состав 4-го дивизиона подводных лодок Северного флота с базированием на Полярное. 23 февраля в присутствии делегации из Ярославской области торжественно поднят Военно-морской флаг. 24 февраля 1943 года вошла в состав Северного флота.
Первый боевой поход — с 7 по 16 апреля 1943 года — для действий в Варангер-фьорде. Раз в двое суток отходила в бухту Пумманки для зарядки аккумуляторов. Дважды наблюдала одиночные цели, но атаковать по различным причинам не смогла. 16 апреля у мыса Лангбунес атаковала германский транспорт. Торпеда выскочила на поверхность и взорвалась на виду противника, не достигнув цели.
Второй боевой поход — с 8 по 12 мая 1943 года — для действий в Варангер-фьорде. Во время пути в Пумманки для зарядки аккумуляторов М-104 была атакована 11 немецкими самолётами «Bf-109». Уходя от атаки легла на грунт на глубине 36 метров, но тем не менее была довольно серьёзно повреждена пушечно-пулемётным обстрелом и близкими разрывами бомб. На следующий день, находясь на ремонте в Пумманках, была безрезультатно атакована пятью «Bf-109». Была вынуждена вернуться на базу, где устраняла повреждения у борта плавмастерской «Красный горн». Вступила в строй только 24 июля.
Третий боевой поход — с 12 по 22 сентября 1943 года — патрулирование на позиции Вардё — мыс Сейбунес. 20 сентября в районе Бос-фьорда совершила неудачную торпедную атаку каравана немецких и норвежских судов. После возвращения с 24 сентября по 23 октября проходила навигационный ремонт.
Четвёртый боевой поход — с 29 ноября по 7 декабря 1943 года — патрулирование в районе Вардё — Конгс-фьорд. Обнаруживала одиночные цели, но из-за плохой видимости атаковать не смогла. С 3 по 31 января и с 11 по 21 февраля проходила навигационный ремонт.
Пятый боевой поход — с 5 по 11 марта 1944 года. Обнаруживала одиночные цели, но по различным причинам атаковать не смогла. 10 марта 1944 года в районе Сюльте-фьорда атаковала остов транспорта «Наталь», выброшенного в январе 1944 года штормом на камни у мыса Маккаур.
Шестой боевой поход — с 12 по 22 апреля 1944 года — патрулирование района Когс-фьорда в рамках операции «РВ-3» (разгром врага). 18 апреля был встречен конвой, но атаковать его не было возможности из-за плохой видимости.
В боевых действиях больше не участвовала. В итоге за 6 боевых походов подводная лодка М-104 «Ярославский комсомолец» совершила 3 безрезультатные торпедные атаки.
11 мая 1944 года «Ярославский комсомолец» отправлен по железной дороге из Мурманска в Поти на Черноморский флот, куда прибыл 6 (по другим данным 8) июня. 9 июля вошёл в состав отдельного учебного дивизиона подводных лодок с базированием на Поти. Этим же летом перечислен в состав 4-го дивизиона подводных лодок Черноморского флота с базированием на Балаклаву.
17 августа 1953 года выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в кабинет боевой подготовки КБП-27. Летом 1955 года доставлена по внутренним водам на Каспийское море. 27 декабря 1956 года переформирована в учебно-тренировочную станцию УТС-32 и поставлена на прикол. В 1958 году затонула в Бакинском военном порту из-за неисправности донно-забортной арматуры, но была поднята. 19 сентября 1960 года исключена из списков судов ВМФ, 26 сентября расформирован экипаж, сдана на разборку.
В Ярославль были отправлены торпедный аппарат, ходовая станция и дверь, соединявшая дизельный и электромоторный отсеки. Ныне они являются экспонатами ярославского Музея боевой славы — филиала музея-заповедника.
Памятник подводной лодке М-104 «Ярославский комсомолец» в виде полноразмерного макета рубки и части лёгкого корпуса установлен в 2014 году на Тверицкой  набережной Ярославля.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/dc/Рубка_подводной_лодки_-_памятник_на_Тверицкой_набережной.JPG

177

Re: Военная техника - памятники

Не мог не написать про подводную лодку "Лембит", хотя она и является музейным экспонатом, НО она сама по себе конечно же памятник тем советским подводникам которые на ней воевали во время ВОВ. И тем показательней на её примере отношение к общей истории, хоть и не дружественной к России Эстонии.

«Лембит» эст. Lembit — эстонская подводная лодка,  была построена на британской верфи «Виккерс-Армстронг», в городе Барроу-ин-Фернесс, графство Камбрия, Великобритания. Строительство лодки было начато в мае 1935 года. 13 мая 1936 года приказом Главнокомандующего вооружёнными силами Эстонии генерал-лейтенанта Йохана Лайдонера № 92 строившейся подводной лодке под строительным номером 706  было присвоено имя Lembit, а 7 июля 1936 года «Лембит» вместе с однотипной «Калевом» были спущены на воду и переданы Эстонии. Подлодкам были присвоены имена «Калев», в честь великана — персонажа эстонских легенд, и «Лембит», по имени древнего национального героя, старейшины земли Сакала, возглавившего борьбу народа эстов против тевтонских феодалов во время их вторжения в Эстонию в XIII веке.
https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a6cfd3caf20f400fd06f3e7b68543b10-l&n=13
Подводные лодки типа "Калев" были торпедно-минными. Торпедное вооружение включало четыре носовых торпедных аппарата калибра 533 мм (17″) с торпедами в аппаратах, и четыре запасные торпеды к ним. Минное вооружение состояло из двадцати морских якорных мин английского образца, размещённых в минных шахтах, находящихся в булях. С каждого борта размещалось по пять шахт вместимостью по две мины. Конструкция минного устройства позволяла выставлять мины и из надводного, и из подводного положения. Для противовоздушной обороны каждая лодка имела расположенную в специальной герметичной шахте автоматическую пушку системы «Бофорс» калибра 40 мм. Перед стрельбой пушка поднималась из шахты на специальной платформе. Для подготовки к стрельбе требовалось не более 90 секунд. Также на лодках имелось по одному пулемёту типа «Льюис» калибра .303 (7,7 мм).
«Лембит» и «Калев» составили дивизион подводных минных заградителей и базировались в Таллине. За три года службы в составе ВМС Эстонии система постановки мин «Лембита» не использовалась ни разу, и выходили в учебные выходы в Балтийское море.
http://photo.qip.ru/photo/moremhod/151147905/xlarge/173816322.jpg
19 августа 1940 года на лодках были подняты советские военно-морские флаги: «Калев» и «Лембит» вошли в состав Балтийского флота. Их имена, напоминающие о прошлом и дорогие эстонскому народу, были сохранены.
Подлодка  была включена в 1-ю бригаду. В связи с этим на корабле произошло почти полное обновление экипажа. Командиром был назначен капитан-лейтенант Полещук В. А. Новых членов экипажа обучали работе с незнакомой советским подводникам техникой оставшиеся эстонские моряки — старшины некоторых групп, изъявившие желание продолжать службу в советском ВМФ.
Первое плавание состоялось в апреле 1941 года с перехода в военно-морскую базу Либава. После чего начались учебные выходы в Балтийское море; в том числе - патрулирование подходов к Ирбенскому проливу.
http://im3.turbina.ru/photos.4/9/2/5/0/6/2860529/big.photo/Foto-orientirovotchno-1940.jpg
22 июня 1941 года «Лембит» находился в Либаве. Отсюда, совместно с подводным минным заградителем «Калев», был совершён переход в Кронштадт, где было проведено докование и переоснащение торпедных аппаратов под советские торпеды. После чего «Лембит» вернулся в Таллин, откуда, после загрузки мин, 10 августа отправился в первый боевой поход. В центральной части Балтийского моря были выставлены все 20 мин. 21 августа «Лембит» вернулся в Таллин. 28-29 августа «Лембит» принимает участие в прорыве КБФ из Таллина в Кронштадт, после чего становится в ремонт на Морском заводе.
30 августа 1941 года командиром лодки был назначен старший лейтенант Матиясевич А. М..
http://flot.com/publications/books/shelf/heroicships/images/243.jpg
23 сентября ремонт прерван из-за массированных налётов на Кронштадт. Минный заградитель переходит на внешний рейд к Толбухину маяку, где днём отлёживается на грунте. В это время с лодки списываются старшины-эстонцы, для направления на новые лодки.
6 октября «Лембит» переходит в Ленинград, где на пару недель становится у набережной Невы и включается в систему обороны.
Позже, лодка возвращается в Кронштадт, откуда 19 октября выходит в дозор в Нарвскую бухту, где, в ходе похода, выставил минное поле.
http://im3.turbina.ru/photos.4/4/2/5/0/6/2860524/feed.photo.jpg
5 ноября минный заградитель возвращается из похода и становится в углублённый текущий ремонт на завод «Судомех» в Ленинграде, откуда, простояв всю блокадную зиму 1941-1942 годов, выходит только 28 апреля - становясь на стоянку у невской набережной напротив Летнего сада. Там и были завершены ремонтные работы к 18 июня 1942 года.
13 августа «Лембит» переходит в Кронштадт, откуда в ночь на 18 августа выходит в первый в этом году боевой поход. С недолгим заходом на остров Лавенсаари, 25 августа «Лембит» прибыл на позицию в устье Финского залива. Здесь проходят коммуникации связи финского порта Турку с портами Германии. Торпедные атаки на немецкие конвои 4 и 13 сентября прошли безуспешно. Днём 14 сентября состоялась торпедная атака ещё одного конвоя, в ходе которой был тяжело повреждён немецкий транспорт «Finnland» (5281 брт). После этого «Лембит» подвергся атаке немецких сторожевиков V 307 и V 310. Из-за раздавшихся рядом взрывов глубинных бомб во 2-й аккумуляторной яме Лембита произошёл взрыв водорода, который скопился там в ходе зарядки батарей. Последствия взрыва: разрушение радиорубки, повреждение дверей на переборках между отсеками, изгиб ближайшей переборки, разрушения баков, течь воды в трюм отсека с аккумуляторными ямами, а также контузии, ушибы и ранения личного состава. Из-за попадания морской воды на вылившийся электролит, в результате вступления в реакцию, выделяется хлор. В центральном посту начинается пожар. Лодка ложится на грунт на глубине 36 метров. Через 13 минут течь и пожар ликвидированы. При этом, личный состав получает ожоги и отравления газом (не все воспользовались дыхательными приборами - в частности, командир, Матиясевич А.М., не стал его одевать, чтоб тот не помешал руководить спасением лодки). Ночью, через 10 часов после взрыва, когда немецких сторожевиков поблизости уже не было, «Лембит» всплывает. В ночь на 16 августа начинается преодоление Финского залива в обратном направлении. В ходе преодоления противолодочных рубежей Лембит был атакован финскими сторожевыми катерами; безуспешно. Днём 19 августа лодка встречена катерами КБФ. За этот поход экипаж «Лембита» был награждён 11 орденами Ленина, 14 орденами Красного Знамени и 12 орденами Красной Звезды. В результате тяжёлых повреждений в походы в этом году лодка больше не выходит, с ноября становится в плавучий док на Неве (возле Калашниковой набережной). Отсюда «Лембит» выходит только 12 апреля 1943 года. Все ремонтные работы заканчиваются только к марту 1944 года. В этот период подводные лодки КБФ не применялись из-за блокады Финского залива немецкими и финляндскими противолодочными силами.

В рубке ПЛ"Лембит"
http://shnyagi.net/uploads/pic/2017/02-04/1486215132-sanderkelevra_lembit_14.jpg

Советский экипаж ПЛ"Лембит"
http://shnyagi.net/uploads/pic/2017/02-04/1486215041-sanderkelevra_lembit_11.jpg

«Лембит» за годы войны совершил семь боевых походов, пять минных постановок (100 мин), потопив, по разным оценкам, от 4 до 21 судов и кораблей. После войны с 1946 года служил в качестве учебной подлодки, потом, с 1955 года — в качестве учебно-тренировочной станции. С 1957 по 1979 год лодка была в аренде у завода «Красное Сормово» в Горьком. 28 августа 1979 года «Лембит» перевели в Таллин, и после ремонта, 5 августа 1985 года лодка была установлена в качестве музея-мемориала в Пирита (Таллин).
http://ic.pics.livejournal.com/dr_ilva/80221752/870/870_900.jpg
https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=96908fabb81f1b9b87329e4358db0840-l&n=13
1 августа 1994 года «Лембит» был зачислен в список кораблей Эстонских ВМС кораблём под № 1. 16 мая 2011 года на «Лембите» был спущен военно-морской флаг. 20 мая 2011 года «Лембит» отбуксировали к слипу и 21 мая 2011 подняли с помощью надувных подушек на берег.
http://g4.nh.ee/images/pix/676x442/cDXaQsYOgYA/file46391331_2105ed5f.jpg
http://g2.nh.ee/images/pix/676x442/N8pNjrmNC4Y/file49306913_a1d9669.jpg
http://g1.nh.ee/images/pix/file49160711_8a870c19.jpg
http://www.pupok.eu/rrr/lembit.jpg
http://www.avsimrus.com/forum/uploads/monthly_01_2014/post-8654-0-30917300-1390380031.jpg
До 2011 года «Лембит» находился на стоянке в порту Таллина и являлся филиалом Эстонского морского музея, открытым для посещения. В отличие от большинства других подводных лодок-музеев, в которых проделаны специальные входы для посетителей, в «Лембит» экскурсанты попадают через один из предусмотренных проектом входов — торпедопогрузочный люк в первом отсеке. «Лембит» входит в число немногих сохранившихся подводных лодок времён Второй мировой войны и в 2011 году являлся самой старой подводной лодкой в мире из всё ещё находившихся на плаву. В 2011 году корабль был поднят из воды и перебазирован в бывший царский ангар для гидросамолётов на сухое хранение.
И всё так же ПЛ открыта для посещения, и в ней всё так же рассказана её героическая роль и роль её советского экипажа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6a/Allveelaev_Lembit_2012.jpg/1280px-Allveelaev_Lembit_2012.jpg

А «Калев» совершил два боевых похода и выполнил одну постановку в 10 мин, после чего при выполнении спецоперации пропал без вести в октябре 1941 года. По некоторым источникам, на его минах подорвались три судна. Сам «Калев» считается погибшим вместе с экипажем на мине в районе острова Прангли.

Отредактировано zveroder (25.05.2017 21:20:50)

178

Re: Военная техника - памятники

Памятник грузинской агрессии в Цхенвале (Южная Осетия), 08.08.2008г.

Днем 8 августа 2008 года группой российско-осетинских военнослужащих на перекрестке улиц Московской и Привокзальной в Цхинвале были подбиты три грузинских танка. Один из них после детонации боекомплекта фактически разорвало на части. (Место взрыва смотри на первом фото).
http://fishki.net/picsw/072013/30/post/bashnya/tn.jpg

А его оторванная башня пролетела несколько десятков метров, пробила козырек здания и застряла в крыльце.
http://fishki.net/picsw/072013/30/post/bashnya/Sample-0002.jpg

Тут она торчала ещё в 2010году. Пробитый ею козырёк пришлось снести в целях безопасности.
http://refugee.memo.ru/Archive/F.nsf/Lookup/OssetiaGallery/$file/DSCF2255.JPG

Здание позже восстановили, а башню покрасив так тут и оставили как памятник грузинской агрессии.
https://img-fotki.yandex.ru/get/9474/102414676.b5/0_b6b60_40452600_XL.jpg

http://data13.i.gallery.ru/albums/gallery/246063-4fa6d-71198826-m750x740-ub225d.jpg
http://twower.livejournal.com/1084049.html

Отредактировано zveroder (11.08.2017 22:17:00)