booker пишет:

Получается, что другие варианты, кроме как прорываться через линию Маннергейма вообще не рассматривались - никаких десантов. Планировали еще обход линии через нафаршированный финскими автоматчиками лес.

Есть документы с планами. Даже десант планировался:
http://istor-44gsd.ru/Html_Fin/Prilog_fin/Plan_9arm.pdf

ОПЕРАТИВНАЯ ДИРЕКТИВА
народного комиссара обороны командующему войсками
Ленинградского военного округа на проведение наступательной
операции на северо-западном направлении
№ 0205/оп, ноябрь 1939 г. 1

4. Задача военно-морских флотов:
а) Уничтожить боевой флот противника.
б) Блокировать порты Финляндии, не допуская подвоза войск и боевого снаряжения извне.
в) Подавлять огнём судовой артиллерии береговую оборону и войска противника,
содействуя наступлению наших сухопутных войск.
г) Захватить острова Гогланд, Лавансаари, Большой и Малый Тютерс и Сескар.
д) Подготовить десантный отряд в составе не менее стрелкового полка для высадки на
северный берег Финского залива, по особому заданию Главного Командования; точное место
высадки десанта определить командованию ЛВО.

е) Не допускать высадки десанта противника на мурманском побережье и в районе Петсамо
(Печенга), а также подхода иностранных судов и высадки иностранных войск на Аландских
островах.

Правда, я ничего не слышал о том, чтобы этот десант был высажен.

Там же по ссылке много других документов, в том числе доклад с планом действий по разгрому Финляндии, датируемый 29.10.1939.
В нем высадка десантов на побережье не предусмотрена. Только захват и вооружение нескольких островов.

Через "нафаршированный финскими автоматчиками лес" в обход линии, кстати, приличное количество войск предполагалось направить.

booker пишет:

Так советское господство же в воздухе и на море. Бомбить не линию Маннерейма, а раскатать береговую оборону финнов. Америкашки в Нормандии смогли...

Да это же практически готовый ответ на ваш вопрос.
Судя по известным событиям, в военном руководстве СССР так же думали:
"Так советское же господство. Раскатать эту линию Маннергейма и делов-то".
И тоже, наверно, вспоминали какой-нибудь прорыв...
Конечно, все можно "раскатать" при достаточном превосходстве. И ведь раскатали же и линию Маннергейма.
Просто все это требует непростой подготовки.

booker пишет:

Касаемо неясной ситуации - война в Европе уже началась, подождать бы до весны-лета 1940 чем все закончится.

Я уже написал свое мнение, почему ждать было рискованно. Что было в голове у руководства СССР, узнать затруднительно.

Насчет осмысленности всей этой Зимней войны могу привести кое-какие факты.
Камнем преткновения стал полуостров Ханко, на котором мы потребовали разместить свою военную базу. Отодвинуть границу от Ленинграда финны согласились.
Маннергейм уперся, так как считал, что эта база будет представлять угрозу безопасности Финляндии. Наши считали, что это поможет безопасности Ленинграда, и тоже уперлись. В результате война, и как прямое следствие - вторая война (1941-1944).

А, как оказалось впоследствии, и нам база на Ханко никак не помогла, и финны напрасно опасались за свою безопасность.
Участь прибалтийских республик не постигла Финляндию летом 1940 года, несмотря на нашу базу в Ханко.
Пойди любая из сторон в 1939 году на уступки по Ханко, и Зимней войны бы не было, и возможно даже блокады Ленинграда 1941-1944 с финской стороны.

Но история не терпит сослагательного наклонения...

Я это все к тому, что люди там в 1939 году что-то решали исходя из каких-то своих, возможно ошибочных, прогнозов ситуации.
Им надо было что-то делать ТОГДА, и они сделали это, как смогли.
А советовать СЕЙЧАС им что либо бессмысленно.

booker пишет:

Посмотрел карту Финляндии и стало непонятно - почему наши не дождались лета и не попытались атаковать финнов с моря.

Кроме карты Финляндии важна общая политическая обстановка тех дней. Для достижения целей (отодвинуть границу от Ленинграда и заблокировать Финский залив) ждать лета было рискованно, так как было не ясно, как и когда закончится военный конфликт Германии с Англией и Францией.
В случае перемирия между этими странами угроза со стороны Германии оставалась бы, а вот возможность безнаказанно напасть на Финляндию исчезала. Англия и Франция вмешались бы.
Вообще у Черчилля очень интересно описана ситуация, возникшая в конце 1939 года  в Скандинавии, в том числе в Финляндии:
http://nozdr.ru/militera/memo/english/c … /1_30.html

И насчет атаки с моря.
У финнов, вероятно, береговая оборона какая-никакая должна была быть. Без серьезного анализа их возможностей защищать побережье трудно оценить успех десантов.
Из Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0 … 80%941940)

Северный берег Финского залива был укреплён многочисленными артбатареями на берегу и на прибрежных островах.

4

(3,334 ответов, оставленных в О проекте)

http://waralbum.ru/360543/

Категория: Оборона Севастополя

А фото-то, похоже, немецкое:
http://www.apimages.com/metadata/Index/ … 77f71/56/0
Снято через месяц после падения Севастополя, то есть уже не оборона:

A wounded soldier being carried away by Russian women in Sevastopol on August 4, 1942
Creation Date: August 04, 1942

Возможно, по марке автомобиля можно проверить.
Номер не читаем, к сожалению.
Точка съемки примерно такая:
https://yandex.ru/maps/959/sevastopol/? … 7&z=16
Снято на улице Адмирала Октябрьского (во время войны улица Восставших).

Pazifist пишет:

Прошу помочь найти дополнительную информацию.

Фото есть в РГАКФД:
http://photo.rgakfd.ru/showObject.do?object=1600260898
Информации там немного, но, судя по дате, не Сталинград.

6

(3,334 ответов, оставленных в О проекте)

Homer пишет:

На фото http://waralbum.ru/360170/ смутило наличие рекламы. Беглый поиск по картинке говорит, что это не Москва, а лондонская подземка https://www.alamy.com/stock-photo-1940- … 26flip%3d0.

Такое фото уже было:
http://waralbum.ru/172103/
Там тоже написано, что Лондон.

7

(3,334 ответов, оставленных в О проекте)

Pazifist пишет:

Мне кажется, что водохранилище не так уж и известно, даже в самой Германии

Наверно можно написать: "станция Херцхаузен, Гессен, Германия", чтобы с классификацией водоемов не мучиться.

8

(3,334 ответов, оставленных в О проекте)

ridalaw пишет:

Описание и заголовок поправил.

Спасибо.

http://waralbum.ru/358142/

возле озера Эберзее/Ederzee

Похоже, что все же Edersee.
http://www.edersee.com/
Букву z я как в источнике указал, но это неправильно.

А по-русски соответственно Эдерзее.

Добавлено: 10.11.2018 11:07:51

Pazifist пишет:

По фото http://waralbum.ru/358142/ - коллега XX, респект!
Хотел бы упомянуть такую деталь: Эдерзее (Edersee) - это водохранилище https://www.google.de/maps/@51.1857947,9.0247211,13.61z
А фотографии, приведенные здесь, показывают реку Эдер, она значительно уже.
https://www.google.de/maps/place/Herzha … d8.8972932

Да. Я знаю. Спасибо за уточнение.
Просто Эдерзее более известный объект, чем река Эдер, и находится совсем рядом. И в описании боевых действий этого подразделения Эдерзее упоминается.
Поэтому фраза "возле озера Эдерзее" на мой взгляд вполне корректна.

9

(3,334 ответов, оставленных в О проекте)

http://waralbum.ru/358142/

Место съемки: Нидерланды

Мне удалось найти место съемки. Это Германия, станция Herzhausen.
Координаты:
https://www.google.ru/maps/place/%D0%A5 … d8.8972932

Обоснование:

Обращаемся к указанному в описании источнику:
https://www.ww2online.org/image/america … -or-1945-0

American soldiers on top of the railroad gun captured at the zyder zee in 1944 or 1945.

Gift of John J. Janik Family

John Joseph Janik was a member of 203rd Antiaircraft Artillery Automatic Weapons Battalion (Self-Propelled) which was attached to the 7TH Armored Division

В общем, фото предоставлено сайту семьей военнослужащего 203-го зенитного батальона 7-ой танковой дивизии с более чем туманными сведениями о дате и месте съемки.
Координаты точки съемки на сайте указаны абстрактные. Я нашел эту точку - ровная как стол равнина без лесов и железных дорог.
Упомянутого в описании "zyder zee" я найти не смог. Поисковики предлагают замену: Zuiderzee в Голландии. Полагаю, что из-за этого и возникло разошедшееся по всему Интернету утверждение, что снимок сделан в Голландии.

Если изучить историю 7-ой танковой дивизии и 203-го зенитного батальона:
http://www.7tharmddiv.org/#history
http://www.7tharmddiv.org/docrep/images … A-Book.pdf
то можно сделать вывод, что к Zuiderzee  в Голландии эти части ближе чем на 100 км не приближались, но зато участвовали в захвате дамбы на Ederzee в Германии.
Учитывая, что имеющиеся на сайте 7-ой танковой дивизии рукописные документы в большинстве своем являются нечитаемыми каракулями, я предположил, что при обработке фотографий источник допустил ошибку, и что точку съемки надо искать возле озера  Ederzee.
Есть прекрасный сайт с фотографиями окрестных железных дорог и станций http://www.straba-kassel.de. На самом деле я, конечно, прошерстил и кучу других сайтов, но только там нашёл что-то отдаленно похожее:
http://www.straba-kassel.de/Heimseite/f1schom.htm
http://www.straba-kassel.de/Heimseite/fschoml08.jpg
Ну вокзал, допустим, за спинами солдат с трудом можно разглядеть, но где путевое развитие?
Оказалось, что станцию разобрали в свое время, но сохранились старые фото.
http://steverabone.com/RailwayPhotograp … part2.html

The train runs into Herzhausen with the River Eder on the left. The famous Eder Dam, destroyed by the RAF in WW2.

http://steverabone.com/RailwayPhotographs/02088027.jpg
http://www.pro-schiene.de/FrankenbergKo … raKo5.html
http://www.pro-schiene.de/FrankenbergKorbach/642.jpg
Можно сравнить с другим фото того же орудия из источника:
https://www.ww2online.org/image/railroa … 44-or-1945
https://ic.pics.livejournal.com/477768/45283359/6114764/6114764_original.jpg
Имеем практически идентичные холмы на заднем плане и "змейка" (два закругления) железной дороги на выходе из станции.

В другую сторону (фото Военного Альбома):
http://waralbum.ru/wp-content/uploads/yapb_cache/usa_solders_nemeckaya_artilleriya_1944_1945.2ydtbcjri4ysswo0kkgsw08ko.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th.jpeg
Слева фахверковые домики. За крайним слева видна поперечная крыша.
Есть фото на ebay, где эти домики прекрасно видны, если навести курсор и увеличить:
https://www.ebay.de/itm/160-709-Lok-57- … xy0x1TRArL
Действительно, скаты крыш расположены буквой Т.

В общем, Голландию прошу из описания убрать. Если мои доводы показались убедительными, прошу указать место съемки Herzhausen (Ederzee).

10

(3,334 ответов, оставленных в О проекте)

http://waralbum.ru/175/
Место съемки не Садовое кольцо, как указано в описании, а проезд Девичьего Поля.
Панорама Гугл:
https://www.google.ru/maps/@55.7373271, … 312!8i6656

Просьба поправить.

ridalaw пишет:

захваченное в Голландии

Пейзажи явно не голландские.
Холмы вокруг, на станции свалены бревна (типа добыча леса).
В источнике написано: probably the one captured at the zyder zee in 1944 or 1945.
Я посмотрел другие фото того же фотографа, переданные его семьей (Gift of John J. Janik Family).
Там почти все помечено как "unidentified location in 1944 or 1945".

В общем, на мой взгляд от геолокации фото лучше воздержаться до выяснения.

12

(3,334 ответов, оставленных в О проекте)

kudrilya пишет:

По поводу подписи к фото http://waralbum.ru/357005/
Согласно источникам, первые САПы с СУ-122 (1433 и 1434) были отправлены на Волховский фронт 19 января 1943г.
Скорее всего дата снимка (20 января) верна и самоходка только прибыла на фронт, т.к. без повреждений, полнокомплектна и
на стволе одет защитный колпак. Поэтому вряд ли это окрестности Ленинграда.

А из чего следует, что эта самоходка относится к 1433 или 1434 САП?
Есть информация, что под Ленинградом в районе Красного Села действовал 1439 САП:
https://altyn73.livejournal.com/957174.html
Правда, датироваться снимок тогда должен 1944-ым годом.

Водяной пишет:

Номера(бортовые/тактические) надводным кораблям меняются регулярно(в мирное время раз в 5 лет), а во время войны этот процесс вообще был малосистемным. То есть в разное время один и тот же корабль вполне мог носить разные номера.

Там же по ссылке, которую я дал, в обсуждении все написано.
Перед войной вышел приказ НКВМФ по ГМШ от 12.06.1941 № 0500 о замене литерных номеров на цифровые.
Размещен здесь:
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php … 071#p68071
По информации из этого поста:
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php … 014#p61014
в 1941 году "Харькову" был присвоен номер 31. До этого был литерный номер ХК.
Летом 1942 года ему дали номер 12.
Вот только к сожалению не известны источники, которыми автор пользовался.

Pazifist пишет:

Может быть, известно - какой номер был в годы войны? Возможно 37?
И наверное, он был единственным таким кораблем в блокадном Ленинграде?

Холмистый рельеф местности на снимке практически исключает вероятность того, что фото сделано в Ленинграде.
Да и вообще пейзаж на балтийский не похож.

По номерам черноморских кораблей нашел такое обсуждение:
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=1353&p=1
Из написанного следует, что корабль на снимке - "Харьков".
Хотя источник информации не выглядит надежным.

Однако вариант, что это лидер "Москва" практически исключен, так как корабль погиб в первые дни войны.
В общем, если стрельбы на снимке боевые, то это точно не "Москва".

Pazifist пишет:

Подскажите, пожалуйста, это точно лидер эсминцев "Ленинград"?

Не точно.
В сети разные мнения.
Здесь утверждают, что это лидер "Харьков" в Севастополе:
https://forums.airbase.ru/2013/10/t8141 … omera.html
Пейзажи действительно похожи на севастопольские, но на всех найденных фото у "Харькова" бортовой номер 12.

Есть такое фото корабля с бортовым номером 31:
http://www.kchf.ru/photos/photo_lider/moskva_03.htm
Утверждается, что это лидер "Москва".

В общем. разбираться надо...

16

(3,334 ответов, оставленных в О проекте)

http://waralbum.ru/47076/
http://waralbum.ru/251394/
Совершенно случайно обнаружил, что эти снимки добрые люди уже привязали к местности:
https://pastvu.com/p/805159
Рим, via Prenestina.
Проверил Гуглом:
https://www.google.ru/maps/@41.8924684, … 312!8i6656
У одного здания шестой этаж куда-то делся, а в остальном все сходится.

Предлагаю в описании уточнить место съемки: улица Via Prenestina.

Другие обнаруженные ракурсы съемки попытаюсь разместить комментарием.

17

(3,334 ответов, оставленных в О проекте)

Добавил.

18

(3,334 ответов, оставленных в О проекте)

Evgeniy пишет:

ХХ, принято.

Спасибо!

19

(3,334 ответов, оставленных в О проекте)

ХХ, спасибо за разбор, исправил.

Спасибо!

Есть ещё на сайте серия севастопольских фотографий, сделанных в одном и том же месте:
http://waralbum.ru/24208/
http://waralbum.ru/337074/
http://waralbum.ru/340493/
По первому фото лет восемь назад было даже обширное обсуждение, где был сделан снимок.

Теперь можно утверждать, что снимки эти все сделаны на пересечении современных улиц Ленина и Мокроусова. На паству.ком место хорошо локализовано фотографиями (карта местности у них приложена справа):
https://pastvu.com/p/297297
Там даже есть фото конницы Врангеля, проходящей по данному месту...

Если первые два фото однозначно видно, что сделаны в одном месте, то третье требует привязки к ним.

Фото 2:
http://waralbum.ru/337074/

http://waralbum.ru/wp-content/uploads/2017/12/%D0%9E%D0%BD-848-1.-%D0%9D%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2.-%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA-%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D0%BB.-%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0.-%D0%93.-%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C.-9-%D0%BC%D0%B0%D1%8F-1944-%D0%B3.-%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%95.%D0%90.-%D0%A5%D0%B0%D0%BB%D0%B4%D0%B5%D0%B9-1-2.jpg

Тот же трехэтажный кусок стены шириной в два окна виден здесь:

https://pastvu.com/_p/d/z/l/1/zl1a20p4wgmcnfy5sh.jpg

Далее справа от куска стены видно здание с какой-то скульптурой (амфорой) на углу крыши:

http://images.china.cn/attachement/jpg/site1003/20120524/001ec94a25e21128311b17.jpg

И там же видно здание с правой стороны улицы, которое есть и на фото 3 ( http://waralbum.ru/340493/ ) с Военного Альбома:

http://waralbum.ru/wp-content/uploads/2018/01/T-34-76_Sevastopol_1944.jpg

К общему плану местности хорошо привязывается все это здесь:

https://pastvu.com/_p/a/8/r/b/8rb0uqivzcimewgqcb.jpg

Первое здание справа - это здание с фото 3 ( http://waralbum.ru/340493/ ), здание третье справа - хорошо узнаваемое здание музея КЧФ.

Предлагаю внести привязку к местности в описание этих трех фотографий: "пересечение современных улиц Ленина и Мокроусова".

20

(3,334 ответов, оставленных в О проекте)

http://waralbum.ru/353171/#comment-123856

    В кадре танк Pz. Kpfw. III 7-й танковой дивизии (7. Panzer-Division) Вермахта.

Место данного боя (городок Chémery-sur-Bar под Седаном) практически исключает нахождение там техники 7-ой танковой дивизии. Обоснование расположения места съемки

Здесь приличная коллекция фото с места событий:
http://smg.photobucket.com/user/Moleswo … amp;page=2
WH 5103 - номерной знак САУ.
Удивительно, но частный сектор прекрасно сохранился:
http://img.photobucket.com/albums/v298/Molesworth/Chemery%20WH%205103/88cmFlak18SflaufZugkraftwagen12tSdKfz8WH-510343_zpscf11e217.jpg
Гугл-панорама:
https://www.google.ru/maps/@49.600674,4 … 6656?hl=ru

Домик сзади устройства:
http://img.photobucket.com/albums/v298/Molesworth/Chemery%20WH%205103/88cmFlak18SflaufZugkraftwagen12tSdKfz8WH-510331_zps29a6bfd6.jpg
Гугл-панорама:
https://www.google.ru/maps/@49.600674,4 … 6656?hl=ru

21

(3,334 ответов, оставленных в О проекте)

http://waralbum.ru/353171/#comment-123856

В кадре танк Pz. Kpfw. III 7-й танковой дивизии (7. Panzer-Division) Вермахта.

Место данного боя (городок Chémery-sur-Bar под Седаном) практически исключает нахождение там техники 7-ой танковой дивизии. Обоснование расположения места съемки есть в моем не прошедшем модерацию комментарии к фото. Я попозже могу здесь его выложить, просто ссылки заново искать надо.

7-я танковая дивизия действовала километрах в 70-80 севернее в районе бельгийского Динана.

Гудериан, "Воспоминания солдата":

Утром 14 мая доблестная 1-я танковая дивизия донесла, что она в течение ночи значительно расширила свой прорыв и прошла через Шемери. Итак, вперед на Шемери!


Какие-то немецкие колонны попали там же вечером под "дружественный огонь":

К сожалению, вскоре после моего отъезда наши пикирующие бомбардировщики атаковали скопление своей пехоты в Шемери, причинив значительные потери.

Таким образом, на снимке скорее всего танк 1-ой танковой дивизии. С какой-то вероятностью это мог быть танк других подразделений 19-ого корпуса Гудериана, но никак не 7-ой танковой дивизии.

Кроме того, насколько мне удалось выяснить, в 7-ой танковой дивизии вообще не было танков Pz. Kpfw. III:
http://nwtele.ru/content/tankovye-kliny … a-franciya

Предлагаю убрать из описания упоминание 7-ой танковой дивизии.

22

(3,334 ответов, оставленных в О проекте)

Город Сен-Миель есть

Прогулялся желтым человечком Гугла по этому городу. Та ещё "дыра".
Буду удивлен, если окажется что фото действительно в этом городе сделано.
Я не смог там найти этого места.

23

(3,334 ответов, оставленных в О проекте)

По обеим фотографиям внесены дополнения.

Спасибо!
Только там теперь после исправления заголовка фотографий получилось такое вот окончание:
"в пригороде Вене"
http://waralbum.ru/5221/
http://waralbum.ru/13171/
Лучше, наверно, поправить на "в пригороде Вены".

24

(3,334 ответов, оставленных в О проекте)

http://waralbum.ru/5221/

Снимок сделан в пригороде Вены городе Швехат (Schwechat) на улице Brauhausgasse.

Можно сравнить с открыточным видом:

http://waralbum.ru/wp-content/uploads/2009/11/20091129-vena.jpg
https://images-02.delcampe-static.net/img_large/auction/000/502/299/067_001.jpg

Так как определенные сомнения может вызвать белое здание справа и выше телеги, которого нет на военном фото, приведу более поздний снимок этого места. Там белый дом заменен на другой, похожий на тот, что на военном фото:

https://images-03.delcampe-static.net/img_large/auction/000/574/611/177_001.jpg

При сравнении снимков стоит обратить на следующие детали:
1. На шпиле церкви одинаковые кресты и характерные кружки в середине шпиля.
2. Улица выводит к небольшому домику в одно окно справа от здания церкви.
3. С правой стороны улицы здание с характерным крылом, выдвинутым к точке съемки. Идентичны форма крыши и трубы (на военном снимке третья слева труба спрятана за крышей).
4. По правой стороне улицы идет сад с воротами.

Надо отметить, что место съемки было вычислено исходя из того, что церковь та же, что и на этом фото:
http://waralbum.ru/13171/
На нем танки идут по улице Винерштрассе (Wienerstraße) города Швехат в направлении Вены. Место было мною вычислено ранее (обоснования в комментариях к фото).
Соответственно, я стал искать ракурсы улицы, примыкающей в этом месте справа к Wienerstraße и нашел фото улицы Brauhausgasse, приведенные выше.

Прошу внести добавление в описание или разрешить мне эту информацию оставить в комментариях. Комментарий не будет противоречить названию фото "Советские солдаты в Вене", так как Швехат - пригород Вены.


P.S. Что касается надписи на воротах, о которой спрашивали в комментариях, то вверху не два слова, а одно - название ресторана Kohlstaude без буквы t посередине, написанное шрифтом типа "фактур", примерно таким, как на афише этого ресторана:
https://cdn8.picryl.com/photo/2016/05/1 … 2-1024.jpg
Вторая строка Brauhaus (и) Gaststaette (пивная и ресторан)

Сейчас улица почти полностью перестроена, и о нахождении там ресторана Zur Kohlstaude свидетельствует только мемориальная табличка на одном из зданий на правой стороне улицы:
https://commons.wikimedia.org/wiki/File … wechat.jpg

25

(3,334 ответов, оставленных в О проекте)

http://waralbum.ru/352944/

Колонна советской пехоты идет по пражской улице

Этот снимок в расширенном виде уже был:
http://waralbum.ru/339462/
Мне удалось тогда вычислить, что фото сделано в Вене на Фаворитенштрассе:
http://waralbum.ru/bb/viewtopic.php?pid=132497#p132497

Если этот дубль и оставлять, то описание желательно поменять.